Архитектура и градостроительство
Генеральный план
 
Утвержден решением муниципалитета
г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226
 
 
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
Публикуется в объеме сведений, предусмотренных
Градостроительным Кодексом Российской Федерации
 
I. Положения о территориальном планировании города Ярославля
 
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Территориальное планирование города Ярославля осуществляется посредством разработки и утверждения Генерального плана города Ярославля и внесения в него изменений.
1.2. Генеральный план города Ярославля разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
1.3. Генеральный план города Ярославля реализуется в границах муниципального образования - город Ярославль.
1.4. Генеральный план города Ярославля разработан в соответствии с целями и задачами развития города Ярославля, сформулированными в документах социально-экономического развития города Ярославля.
1.5. Генеральный план города Ярославля разработан в соответствии с основными принципами и стратегическими направлениями градостроительного развития города Ярославля, принятыми Концепцией Генерального плана города Ярославля, утвержденной решением муниципалитета города Ярославля от 20 декабря 1995 года N 64.
1.6. В Генеральном плане города Ярославля учтены ограничения использования территорий, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.7. В составе Генерального плана города Ярославля выделены следующие временные сроки его реализации:
- расчетный срок Генерального плана города Ярославля, на который рассчитаны все основные проектные решения Генерального плана города Ярославля, - 2020 год;
- первая очередь Генерального плана города Ярославля, на которую определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана города Ярославля, - 2010 год;
- перспектива - период, следующий за расчетным сроком Генерального плана города Ярославля, на который определяются основные направления стратегии градостроительного развития города Ярославля, - 2020-2030 годы.
1.8. Проектные решения Генерального плана города Ярославля на расчетный срок являются основанием для разработки документации по планировке территории города Ярославля, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды, использования подземного пространства города Ярославля и учитываются при разработке Правил землепользования и застройки города Ярославля.
Проектные решения Генерального плана города Ярославля на перспективу являются основанием для планирования развития крупных объектов инженерной и транспортной инфраструктур на прогнозируемый период.
1.9. Генеральный план города Ярославля состоит из пяти томов, включающих текстовые материалы и карты (схемы): «Планировка, экономика, транспорт» (том 1); «Инженерная инфраструктура» (том 2); «Охрана окружающей среды» (том 3); «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» (том 4); «Предпроектные материалы, формирование базы исходных материалов» (том 5) (приложение).
Генеральный план города Ярославля разработан генеральным проектировщиком - Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Российской Академии архитектуры и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН) (г.Москва) при участии закрытого акционерного общества «Ярославгражданпроект», г.Ярославль (том 2), Ярославской региональной общественной экологической организации «Ландшафт», г.Ярославль (том 3), общества с ограниченной ответственностью «Инженерный консалтинговый центр «Промтехзащита», г.Воронеж (том 4), общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Зодчий», г.Ярославль (том 5).
1.10. Реализация Генерального плана города Ярославля осуществляется на основании плана реализации Генерального плана города Ярославля, который утверждается мэром города Ярославля в течение трех месяцев со дня утверждения Генерального плана города Ярославля.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
2.1. Основными целями территориального планирования города Ярославля являются создание благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития города, обеспечение экологической безопасности и сохранение природного и культурного наследия.
2.2. Территориальное планирование города Ярославля направлено на определение назначения территорий города, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях:
- обеспечения устойчивого развития города Ярославля;
- повышения качества городской среды;
- сохранения и регенерации исторического и культурного наследия;
- развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
- обеспечения учета интересов Российской Федерации; Ярославской области; жителей города Ярославля и их объединений.
2.3. Основными задачами территориального планирования города Ярославля являются:
- сохранение историко-культурного, ландшафтного и архитектурно-простран­ствен­ного своеобразия города.
- обеспечение эффективного использования городских территорий.
- создание благоприятной среды жизнедеятельности:
· безопасность территории и окружающей среды;
· улучшение жилищных условий, достижение многообразия типов жилой среды и комплексности застройки жилых территорий;
· развитие и равномерное размещение на территории города общественных и деловых центров;
· надежность транспортного обслуживания и инженерного оборудования территории;
· формирование качественно новой структуры производственного комплекса;
· комплексность благоустройства и озеленения территории.
3. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Ярославль является одним из старейших городов России и по праву входит в число городов, формирующих «Золотое кольцо». Современная градостроительная ситуация города складывалась на протяжении почти тысячелетней истории его развития.
Основанный князем Ярославом Мудрым в начале XI века город располагался на Стрелке у слияния рек Волги и Которосли. На протяжении нескольких столетий город развивался в основном вдоль Волги до Петровского монастыря (вблизи современного автодорожного моста) и вдоль Которосли в сторону Вспольинского поля. За Которослью появлялись и разрастались слободские поселения. За Волгой возникла Тверицкая слобода.
Значительные преобразования производились в городе на рубеже XVIII-XIX веков по «Регулярному плану» 1778 года. Это был первый в истории Ярославля Генеральный план города.
Сформированный по плану 1778 года исторический центр современного Ярославля в 2005 году был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник русского градостроительного искусства и архитектуры.
Продолжающееся развитие города потребовало разработки и реализации новых генеральных планов, последним из которых был Генеральный план города Ярославля, разработанный институтом Ленгипрогор в 1969-1971 годах и утвержденный Советом Министров РСФСР. В развитие Генерального плана города, а также в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями, возросшими потребностями города, в дополнение к Генплану 1971 года были разработаны и утверждены:
· проект зон охраны памятников истории и культуры,
· территориальная комплексная схема охраны природы,
· схема размещения индивидуального жилищного строительства,
· транспортная схема с обоснованием размещения нового мостового перехода через р. Волгу,
· схема размещения объектов автосервиса,
и ряд других проектов и схем общегородского развития.
В 1991-1995 годах институт ЦНИИП градостроительства РААСН разработал Концепцию генерального плана города Ярославля, которая определяла потенциальные территориальные резервы для развития и роста города. Концепция была утверждена решением муниципалитета города от 20.12.95 № 64. На ее основе была разработана и утверждена Схема экономической оценки территории города, позволившая ввести дифференцированную плату за пользование земельными участками в различных районах города.
4. ГИПОТЕЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА,
ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
В настоящее время, в период перехода к рынку, связанного с проведением радикальных хозяйственных реформ, экономическое развитие города обуславливается крупномасштабными структурными преобразованиями, которые не могут быть быстротечными. Особенностями этого периода являются нестабильность развития социально-экономической сферы. Поэтому, в современных условиях хозяйственной деятельности, с развитием негосударственного сектора экономики, при ограниченных финансовых возможностях города и области и при труднопредсказуемых возможностях отдельных собственников и предпринимателей, разработка конкретных предложений по развитию производственного комплекса и других отраслей экономики во взаимоувязке с конкретными периодами времени нереальна.
На данной стадии Генерального плана города Ярославля определяются общие направления социально-экономического развития города на ближайшую перспективу, возможные изменения в масштабах развития экономики, численности работающих и общей численности населения города, что обеспечивает возможность выполнения его главной задачи - разработки предложений по территориальному развитию города.
Основной информационной базой при этом является «Стратегия развития города Ярославля до 2010 года», утвержденная постановлением мэра от 29.03.2002 № 867, а также материалы анализа текущих отчетов Ярославского областного комитета государственной статистики за последнее десятилетие.
В связи с прогнозируемым незначительным уменьшением численности работающих и отсутствием больших потоков переселенцев изменение численности населения города будет связано, главным образом, с изменениями в демографической ситуации. В последние годы наметилась тенденция по незначительному увеличению рождаемости и сокращению смертности. При этом общая убыль населения города за 2005 г. составила около 4978 человек. Следует ожидать, что в ближайшие годы резких изменений в показателях естественного и миграционного движения не произойдет, даже при постепенном росте рождаемости и при снижении уровня смертности отрицательные значения в естественном движении сохранятся.
Исходя из перспективных значений возрастной структуры населения ориентировочные размеры трудовых ресурсов, включающие трудоспособное население (за вычетом учащихся, домохозяек и инвалидов) и 25-30% лиц пенсионного возраста, составляют порядка 320-330 тыс. человек.
5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
5.1. Основные мероприятия по реорганизации производственных территорий.
Реорганизация производственных территорий имеет целью повышение экологической безопасности и более эффективное использование градостроительного потенциала этих территорий в интересах развития города.
В связи с недостаточной эффективностью использования существующих промышленных территорий новые промышленные предприятия и коммунально-складские объекты предусматривается размещать на территории сложившихся промышленных районов и узлов.
Переустройство и развитие производственных зон предусматривает качественное развитие территории сложившихся промышленных районов (Северного, Южного, Приволжского правобережных промышленных районов, Северного и Южного левобережных промышленных районов) и промышленных узлов без дальнейшего их территориального роста:
· полную или частичную реконструкцию производственных территорий путем обновления, уплотнения их застройки и создания разветвленной транспортно-инженерной и природоохранной инфраструктур, обеспечивающих рациональное и эффективное использование территорий;
· модернизацию производственных объектов, предусматривающую использование безотходных технологий, оборотное и последовательно-повторное водоснабжение (главным образом, для объектов, расположенных в водоохранных зонах), организацию санитарно-защитных зон и их озеленение, а также сокращение разрешенных размеров санитарно-защитных зон за счет снижения уровней загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями;
· создание на территории производственных зон развитой системы культурно-бытового обслуживания трудящихся; размещение на предзаводских территориях административных зданий, общественных центров, научно-технических и учебных центров;
· вынос с занимаемых в настоящее время территорий производственных объектов, негативно влияющих на окружающую городскую среду, если не возможны модернизация и перепрофилирование.
5.2. Основные мероприятия по развитию и реконструкции жилых территорий.
Качественно-количественное развитие жилых зон предусматривается за счет освоения под новое жилищно-гражданское строительство свободных от застройки территорий во Фрунзенском, Дзержинском и Заволжском административных районах города, реконструкции ветхой, аварийной и модернизации типовой морально устаревшей жилой застройки 60-х годов.
В Генеральном плане города Ярославля предлагается построить за 15 лет дополнительно около 4 млн кв.м жилой площади и увеличить норму жилищной обеспеченности с 19,5 до 25 кв.м/чел.
Совершенствование застройки жилых зон предусматривает:
· сохранение и увеличение многообразия жилой среды и застройки, отвечающей запросам различных групп потребителей, размещение различных типов жилой застройки (многоквартирной многоэтажной, средней и малой этажности, малоэтажной блокированной с приквартирными участками, коттеджной) в зависимости от природно-ландшафтных условий, с учетом охранных зон памятников истории и культуры и зон возможного затопления при прорыве плотины Рыбинского гидроузла;
· модернизацию и реставрацию исторически ценного жилищного фонда, ликвидацию аварийного и ветхого жилищного фонда;
· формирование зон с пониженной плотностью застройки с преобладанием открытых зеленых пространств (главным образом, реконструкция садово-дачных территорий), обеспечивающих гармоничное взаимопроникновение урбанизированных и природных ландшафтов;
· формирование комплексной жилой среды, отвечающей социальным требованиям доступности объектов и центров повседневного обслуживания, городского транспорта, объектов отдыха, озеленения;
· ликвидацию на жилых территориях объектов, противоречащих нормативным требованиям к использованию и застройке этих территорий.
Общие размеры территорий, предусмотренные в составе жилых зон для нового жилищного строительства, определены в 1080 га, в т.ч. около 300 га земель, расположенных в зонах существующей застройки, и 780 га - с использованием земель, свободных от застройки.
Согласно предусмотренным решениям по планировочной организации территории города и в зависимости от градостроительной значимости районов, а также с учетом имеющихся ограничений, намечается формирование зон с различной этажностью и плотностью застройки, в том числе:
· зоны высокой плотности со строительством в их границах жилых строений преимущественно в 9-12 и более этажей;
· зоны средней плотности со строительством жилых строений преимущественно в 4-5 этажей и в 2-4 этажа с приквартирными участками;
· зоны низкой плотности со строительством, в основном, коттеджных строений в 1-2 этажа с приусадебными участками.
При полном освоении всей территории жилых зон нового строительства общая площадь жилого фонда в существующих юридических границах города может составить 16,8 млн кв.м, что позволяет расселить 656 тыс.человек при обеспеченности жилой площадью 25 кв.м/чел. Если население города за пределами расчетного срока действия Генерального плана города Ярославля не будет возрастать и сохранится на расчетном уровне, это позволит достичь обеспеченности жилой площадью 28 кв.м на жителя.
5.3. Основные мероприятия по развитию общественных территорий.
Общественные территории сосредоточивают в себе основную массу функций и рабочих мест в сферах обслуживания, культуры, досуга, туризма, образования, администрации и в деловой сфере, образуют функциональную и архитектурно-пространственную основу урбанизированного каркаса территории города.
Развитие общественно-деловых зон предусматривает формирование пространственно развитой полицентрической системы многопрофильных и специализированных центров; развитие общественных функций на территориях, образующих фронт застройки главных улиц и площадей; формирование общественно-деловых центров в транспортных узлах; организацию городских туристических центров, концентрирующих комплексы объектов туристического посещения (гостиницы, объекты досуга, бытового обслуживания и торговли). Предлагается, наряду с сохранением сложившихся общественно-деловых зон в центральной исторической части города, значительное развитие и наполнение общественно-деловых зон на территории других городских районов - Фрунзенского, Дзержинского, Красноперекопского, Заволжского.
На территории этих районов общественно-деловые зоны (бизнес-центры, торговые и зрелищные центры) формируются у крупных транспортных узлов на территории высокоплотной городской застройки.
Во всех районах и зонах массового нового жилищного строительства предусматривается размещение полного комплекса учреждений обслуживания повседневного спроса с целью их максимального приближения к жилым строениям и обеспечения радиусов доступности, предусматриваемых нормами. Строительство этих объектов - детских учреждений, предприятий торговли, питания и бытового обслуживания, учреждений связи, жилищно-коммунального хозяйства, досуга, спорта и др. - может осуществляться за счет разных инвесторов и, в том числе, за счет муниципальных средств.
Необходимо осуществлять реконструкцию и модернизацию объектов повседневного спроса в районах существующей застройки. В перспективе, с ростом жилищной обеспеченности с 19,5 кв.м до 25 кв.м на жителя, численность населения, проживающего в этих районах, будет сокращаться примерно на 25%, по сравнению с современным состоянием. Поэтому пропускная способность действующих объектов не только достигнет расчетных по нормам объемов, но в некоторых случаях, например по детским учреждениям, будет их превышать.
Также необходимо осуществлять реконструкцию и модернизацию существующих объектов обслуживания в направлении повышения качества обслуживания - уменьшения наполняемости групп и классов, расширения ассортимента услуг, развития материально-технической базы, внедрения компьютеризации, использования свободных объемов и территорий для развития спортивных и культурных центров обслуживания населения всех категорий и возрастов и т.д.
Предусматривается развитие сложившихся и формирование новых комплексов и общественных центров обслуживания районного и городского значения.
Учитывая, что главным в Генеральном плане городе Ярославля является планировочная организация территории города, проектными решениями, исходя из масштаба и значимости города, сложившихся градостроительных и природных условий, предусматривается формирование общественно-деловых зон различных типов, в т.ч. зон, включающих объекты многофункционального назначения, и зон с размещением преимущественно специализированных учреждений обслуживания, таких как культурно-досуговые, научно-проектные и учебные, медицинские и спортивно-оздоровительные, административно-управленческие и деловые, коммунальные и др.
Для объектов, емкость которых определить не представляется возможным и строительство которых будет продиктовано требованиями рынка и бизнеса, Генеральным планом города Ярославля предусматриваются необходимые территории в границах общественно-деловых зон.
5.4. Основные мероприятия по градостроительному развитию
исторического центра города Ярославля.
Основные направления градостроительного развития исторического центра города определяются общественно-значимой ролью исторического центра как комплексного памятника русского градостроительного искусства и архитектуры, внесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, центра деловой и общественной активности, центра туризма, а, следовательно, требованиями защиты, сохранения и восстановления исторической городской среды и культурно-значимых элементов природного ландшафта, развития инфраструктуры и эффективного использования территории, развития представительских, культурных, досуговых функций исторического центра при одновременном снижении его роли как административного и делового центра.
В целях охраны объектов культурного наследия и достижения гармоничного их включения в развивающуюся структуру современного крупного города Генеральным планом города Ярославля предусматривается:
· создание полицентрической системы городского обслуживания, при которой исторически сложившийся городской центр сохраняет значение ядра городского центра, а в планировочных районах формируются центры многофункционального обслуживания городского и районного уровней. Принятая система обслуживания позволяет значительно уменьшить транспортные потоки на территории исторической части города, связанные с культурно-бытовыми поездками населения периферийных районов;
· ограничение размещения нового жилищно-гражданского строительства в пределах зон регулирования застройки с целью предотвращения разрушения исторической среды;
· разгрузка исторического центра города от транспортных потоков (в первую очередь от грузопотоков и транзитных потоков) путем прокладки новых уличных магистралей, дублирующих исторически сложившуюся уличную сеть и трассируемых за пределами исторического ядра. Это позволит значительно уменьшить не только транспортные потоки в исторической части города, но также уменьшить разрушительное воздействие вибрации и выхлопных автомобильных газов на основания, стены и кровли памятников истории и культуры;
· эффективное использование историко-культурного наследия для целей современного формирования городской застройки, выделение на территории города характерных микросред, анализ принципов и особенностей архитектурно-пространственной композиции, присущих исторической части города Ярославля, позволит при осуществлении реконструкции и нового строительства успешно решить проблему единства и своеобразия города в целом.
Основные принципы реконструкции центральной части города:
§ Существующая планировочная структура центральной части города должна оставаться неизменной основой для дальнейшего развития.
§ Реконструкция кварталов должна производиться комплексно с заменой инженерных коммуникаций, новым строительством и обновлением существующих зданий, улучшением благоустройства внутриквартальных территорий с учетом интересов жителей.
§ Ориентация на потребности конкретного заказчика позволяет повысить функциональные и эстетические качества жилых зданий.
§ Промышленные предприятия, оказывающие вредные воздействия на окружающую среду, должны выноситься в производственные зоны, а на их месте возможно создание общественных и жилых комплексов.
§ Общественные здания должны строиться или реконструироваться в соответствии с новыми социальными задачами и общественными потребностями.
§ Силуэт города - важнейшая черта его своеобразия. Необходимо максимально восстановить исторические доминанты.
§ Градостроительную среду следует улучшать с минимальными разрушениями, отдавая предпочтение сохранению, реставрации и реновации существующих зданий.
§ Новая архитектура по своим масштабам и членениям должна сочетаться с существующей застройкой, при этом новое должно выглядеть как новое, а не имитировать исторические постройки.
§ Основное условие индивидуальности и разнообразия облика города заключено в принципе «Город постоянен, здание изменяемо».
§ Необходимо осуществить максимальное перераспределение транспортных потоков с созданием пешеходных зон в центральной части города для обеспечения потребностей горожан и сохранения исторически ценных зданий.
§ Исторические парки, скверы и бульвары должны быть максимально сохранены и дополнены новыми рекреационными зонами с повышенным уровнем благоустройства и разнообразием форм организации досуга.
§ Колористика архитектурной среды, свето-декоративная подсветка зданий, элементы художественного оформления и рекламы должны дополнять историческую среду города, не вступая в противоречие с архитектурными ансамблями и городскими ландшафтами, являющимися первоосновой неповторимого своеобразия облика города.
5.5. Основные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры.
Транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований. Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие, взаимодополняемость индивидуального и общественного транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем, а также возможность альтернативного выбора потребителем видов транспортного обслуживания.
5.5.1. Внешний транспорт.
Развитие транспортного узла города Ярославля предопределяет его выгодное географическое положение на северных подходах к Москве. Значение его не только как одного из самых крупных городов в Центральном федеральном округе России, но и как крупного туристического центра, способного привлечь к себе как отечественных, так и иностранных туристов. Одновременно ставится задача вынести за пределы города транзитные пассажиро- и грузопотоки, создать благоприятные условия для проживания в городе. Основой раздела является «Программа развития и совершенствования транспортных систем Российской Федерации», разработанная Министерством транспорта России в 2001 году, и «Схема районной планировки Ярославской области», разработанная ЦНИИП градостроительства РААСН в 1995 году.
Качественное развитие зон внешнего транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного) предусматривается в пределах занимаемых ими в настоящее время территорий и включает модернизацию объектов и сооружений внешнего транспорта, благоустройство и рациональное использование территории, устройство шумозащитного экранирования вдоль полос отвода железных и автомобильных дорог на участках контактирования с жилыми зонами.
5.5.2. Железнодорожный транспорт.
Основой решения явились:
o «Государственная программа развития железных дорог Российской Федерации», разработанная ГипротрансТЭИ;
o технико-экономическое обоснование «Обход станции Ярославль-Главный Северной железной дороги», разработанное Днепрогипротрансом в 2002 году;
o «Генеральная схема комплексного развития промышленного железнодорожного транспорта Ярославского промышленного района», разработанная ПромтрансНИИпроектом в 1982 году.
Основные мероприятия, предусмотренные Генеральным планом города Ярославля:
· разгрузка железнодорожных станций центральной части города, вынос транзитного грузового потока за пределы города;
· ликвидация части железнодорожных путей, препятствующих выходу селитебной части к Волге;
· ликвидация части железнодорожных переездов путем снятия малодеятельных железнодорожных путей и строительства развязок движения транспорта в разных уровнях.
5.5.3. Автомобильные дороги и транспорт.
Важнейшим видом внешнего транспорта для Ярославской области является автомобильный. Основой для разработки раздела явилась «Целевая программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ярославской области на период до 2010 года», разработанная ОАО ГипродорНИИ (г. Москва) в 1999 году. В программу включена разработанная этим же институтом «Схема основных перспективных автомобильных дорог России». Согласно целевой программе продолжится строительство федеральных автодорог, в том числе:
· дублер федеральной дороги Москва-Ярославль-Архангельск («Холмогоры») на участке граница Московской области - Шопша;
· строится участок обхода центральной части города Ярославля по юго-западной окружной дороге с мостом через Волгу. Общая протяженность трассы 9,6 км, в том числе 5,94 км подходы и 3,66 км мосты и эстакады. Собственно мост через реку - 0,8 км. Ширина проезжей части моста 2х7,5 м, разделительной полосы - 4,0 м, тротуаров - 2х1,5 м.
На всех скоростных дорогах намечается устройство развязок движения транспорта в разных уровнях.
Формирование на территории области перспективной сети автомобильных дорог, в том числе скоростных направлений, станет стимулом развития междугородного автобусного сообщения, позволит организовать новые маршруты и повысить скорость сообщения. Генеральным планом города Ярославля предлагается развитие как отечественного, так и иностранного туризма. В городе и области много памятников древнерусской архитектуры, развиваются народные промыслы. В этом плане автобусные экскурсии представляют собой наибольший интерес для туристов и отдыхающих. Для обслуживания их предлагается организовать места стоянок для туристических автобусов и места обслуживания туристов.
5.5.4. Речной транспорт.
Речной транспорт уже в течение длительного времени продолжает терять свои позиции. Это связано с развитой инфраструктурой железнодорожного и автомобильного транспорта. Долевое участие этих видов транспорта в общем объеме перевозок увеличивается. Помимо этого и так высокие тарифы на перевозку грузов и пассажиров продолжают увеличиваться. В прошлом одним из наиболее интересных видов отдыха считался круиз по Волге. Особенно часто курсировали теплоходы по маршрутам Москва - Астрахань - Москва и Москва - Ростов-на-Дону - Москва. В настоящее время количество их резко сократилось.
Тем не менее, на расчетный срок предлагается сохранить пассажирские и грузовые порты, пассажирские причалы вдоль обоих берегов Волги. В летний сезон количество судов на линиях намечается увеличить, учитывая значительный рост садово-огородных товариществ и развитие водного туризма. Намечается также рост индивидуального водного транспорта, что заполнит освободившуюся акваторию реки.
5.5.5. Воздушный транспорт.
Настоящий раздел выполнен на основе работ института «Аэропроект» (г. Москва), «Прогресс-тех» (г. Москва) и «Инпроект» (г. Ярославль). В перспективе аэропорт «Туношна» станет аэропортом международного класса с круглосуточным режимом работы. Аэропорт сможет стать запасным для г.Москвы.
Второй аэропорт «Левцово» на перспективу предлагается сохранить как аэропорт местных воздушных линий и как запасной для аэропорта Туношна.
5.5.6. Городская транспортная инфраструктура.
Развитие зон городской транспортной инфраструктуры заключается в создании на территории города развитой сети магистральных улиц и дорог - трассировке новых улиц и дорог, изменению параметров существующей уличной сети в сторону их увеличения (ширины, плотности) за пределами зон охраны памятников истории и культуры, строительству транспортных развязок в разных уровнях, созданию разветвленной сети стоянок для временного и длительного хранения автомобилей, остановок общественного транспорта.
В системе магистральных улиц и дорог выделены категории магистралей по скоростям движения в виде: скоростных дорог, магистралей непрерывного движения и магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения.
Возведение нового строящегося моста в северной части города позволит не только значительно разгрузить существующий Октябрьский мост от автодвижения, но в еще большей степени позволит освободить центральную часть города от больших потоков грузового движения.
Одновременно со строительством транспортного моста предлагается осуществить строительство на трассе новой обходной дороги транспортных пересечений в разных уровнях с пересекаемыми улицами: Добрынина, Ленинградским проспектом, Тутаевским шоссе и автодорогой на Вологду, что придаст трассе на большом ее протяжении статус участка скоростной городской дороги с повышенными скоростями движения.
В перспективе за расчётным сроком Генеральным планом города Ярославля предусматривается строительство третьего моста через русло реки Волги, который соединит улицу Слепнева с проспектом Машиностроителей и создаст полноценную магистральную улицу непрерывного движения в виде полукольцевой трассы, соединившей проспект Авиаторов с проспектом Фрунзе, с Московским проспектом с выходом на г.Углич по Магистральной улице. Как показывают картограммы автомобилепотоков, строительство третьего моста через Волгу будет необходимо после увеличения процесса автомобилизации более 250 легковых автомобилей на 1000 жителей.
Генеральным планом города Ярославля предусматриваются также достаточно большие объёмы строительства искусственных сооружений на расчётный срок Генерального плана города Ярославля:
- мост через р. Которосль в районе выхода улицы Чкалова на улицу Магистральную;
- путепроводы через железнодорожные пути:
Ø на подходах к ст. Ярославль-Московский - 2 путепровода - (от ст. Полянки до ст. Которосль);
Ø на участке от ст. Ярославль-Московский до ст. Дунайка;
Ø на участке от ст. Ярославль-Главный до ст. Молот;
Ø на Костромском направлении железной дороги 3 путепровода;
- транспортные развязки в разных уровнях не пересечениях улиц:
Ø на левом берегу - пересечение перспективной общегородской магистрали с новым мостовым переходом;
Ø пересечение проспекта Ленина с проспектом Толбухина в районе Юбилейной площади.
В первую очередь для разгрузки транспортных потоков на Московском проспекте и в центральной части города предлагается осуществить строительство так называемой Карабулинской развязки, соединяющей проспект Толбухина с проспектом Фрунзе (или вдоль железной дороги на Кострому, или с пересечением железнодорожных путей в районе ст. Ярославль-Московский по Силикатному шоссе и улице Гоголя). Второе направление Карабулинской развязки вдоль железной дороги на Москву позволит соединить проспект Толбухина с юго-западной обходной автодорогой и создать дублер Московского проспекта.
Важнейшими мероприятиями, обеспечивающими удобство транспортного обслуживания населения города Ярославля, являются также:
· резервирование территорий для устройства открытых стоянок для временного хранения автомобилей у мест массового сосредоточения населения (общегородские и районные центры, здания торгового и культурного назначения, стадионы, вокзалы),
· резервирование территорий в жилых районах для устройства открытых автостоянок и сооружений подземных, полуподземных и наземных многоэтажных гаражей-стоянок для постоянного хранения легковых автомобилей индивидуального пользования.
5.5.7. Развитие сети городского пассажирского транспорта.
Развитие сети городского пассажирского транспорта в городе определяется следующими условиями:
· сложившейся сетью электротранспорта в виде трамвайной и троллейбусной линий и сети автобусного транспорта, достаточно хорошо развитой в центральной части города, при недостаточном развитии сети электротранспорта в южных его районах;
· линейным характером развития территории города вдоль берега реки Волги, растянувшейся более чем на 30 км;
· расположением исторически сложившегося центра города между железнодорожной линией и руслом реки Которосль, через территорию которого проходят пассажиро- и автомобилепотоки из Дзержинского района г. Ярославля, через центральный промузел и с южной стороны Фрунзенского района г. Ярославля с ответвлением в юго-западный промышленно-селитебный район;
· развитием новой застройки на левом берегу Волги с единственным пока автодорожным Октябрьским мостом, имеющем по две полосы движения автотранспорта в каждую сторону, по которому обеспечивается связь с правобережной частью города автобусными маршрутами.
В Генеральном плане города Ярославля предварительно было разработано несколько вариантов развития сети электротранспорта, из которых по технико-экономическим показателям отобраны два: трамвайная сеть в южном районе города развивается в виде кольцевой сети по магистральной улице с непрерывным движением (проспект Фрунзе - улица Слепнева) и с развитием в виде скоростного диаметра по проспекту Толбухина и проспекту Фрунзе.
Троллейбусная сеть может развиваться в западные районы города по улице Чапаева, 18-й линии пос. Починки до подключения к существующей троллейбусной линии по улице Гагарина, а также по улице Большой Фёдоровской.
В северном районе предлагается пропустить новую троллейбусную линию по улице Добрынина, присоединив её к троллейбусной линии по Тутаевскому шоссе.
В связи с протяженностью территории города вдоль берега реки Волги в перспективе предлагается создание скоростного диаметра трамвайного движения от Дзержинского района г.Ярославля, через промрайон и далее по проспекту Толбухина с выходом в южный район на проспект Фрунзе.
Перспективные пассажиропотоки в Заволжский район города Ярославля по существующему мосту составят около 35 тыс. пассажиров в сутки или не более 4,2 тыс. пассажиров в час, что вполне соответствует провозной способности автобусного транспорта. Кроме этого, даже после введения в строй второго моста через Волгу интенсивность движения по существующему мосту снизится только до его пропускной способности. Поэтому, хотя и существуют предложения по пропуску троллейбусной линии по существующему мосту в Заволжский район города Ярославля, устройство такой линии, скорее всего, не будет оправдано ни с экономических, ни с технических позиций.
5.6. Основные мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры.
Инженерная инфраструктура города состоит из инфраструктуры водохозяйственного комплекса, инфраструктуры энергетического комплекса, инфраструктуры связи.
Генеральным планом города Ярославля предусматривается в основном качественное развитие зон инженерной инфраструктуры, связанное с модернизацией головных инженерных сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, перекладкой и заменой инженерных коммуникаций.
Инфраструктура водохозяйственного комплекса включает системы водоснабжения и канализования (бытовая и ливневая канализация).
5.6.1. Развитие системы водоснабжения.
В городе Ярославле существует централизованная система хозяйственно-питьевого водоснабжения, обеспечивающая нужды населения и частично производственные нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Ведомственный хозяйственно-питьевой водопровод имеется на ОАО «Резинотехника» и ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт», имеются также системы технического водоснабжения промышленных предприятий.
Источником централизованного водоснабжения города являются реки Волга и Которосль.
С 1986 года на территории области проведены поиски подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения города Ярославля. По данным проведенных изысканий выделены перспективные участки для последующих поисково-оценочных гидрогеологических работ.
Общая протяженность водопроводных сетей и водоводов города, находящихся на балансе МУП «Ярославльводоканал», составляет 981 км. 41% водопроводных сетей имеет износ 100%. Свободный напор в сетях водопровода недостаточен для зданий высотной застройки, поэтому для подачи воды в такие здания устанавливаются насосные станции подкачки.
Расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды населения на расчетный срок приняты из условия оборудования всего жилищного фонда города централизованным горячим водоснабжением и при норме водопотребления 400 л/сутки на жителя по районам города.
Схемой водоснабжения города предусматривается, что при проектировании реконструкции водоснабжения должны быть обеспечены хозяйственно - питьевые и общественные нужды городского населения в пределах границ застройки, населения поселков, прилегающих к городу, хозяйственно-бытовые нужды промышленных предприятий и их технические нужды в тех производствах, где требуется вода питьевого качества.
Проектируемый водопровод должен обеспечить поливку улиц, площадей, зеленых насаждений и противопожарные нужды города и промышленных предприятий в пределах норм, принимаемых для городской застройки.
Для совершенствования водоснабжения города МУП «Ярославльводоканал» в 2003 году заключил контракт на разработку инвестиционного проекта «Программа совершенствования муниципального водоснабжения города Ярославля».
Проектируемая схема водоснабжения города учитывает характеристику источников водоснабжения и существующих сооружений водопровода.
Водоснабжение всех районов города предлагается осуществлять из водопроводной сети города от существующих водозаборных станций, в том числе реконструируемых Северных головных сооружений водопровода, и новых, которые необходимо достроить в пос. Воздвиженье производительностью 100,0 тыс. куб.м/ сутки.
Устройство водозабора на р. Которосли нецелесообразно, так как качество воды в реке не отвечает требованиям источника водоснабжения.
Водоснабжение из альтернативных источников необходимо для осуществления устойчивого развития города и возможно при обеспечении финансирования на разработку проекта и строительство.
Резкого увеличения расходов воды на нужды промышленных предприятий не ожидается и они рассчитаны по состоянию на 2005 год с увеличением на 10%.
Снижение суммарных объемов расходов питьевой воды должно обеспечиваться за счет комплекса водосберегающих мер, включающих в первую очередь своевременную замену труб на водопроводных сетях, учет водопотребления в зданиях и квартирах, введение платы за воду по фактическому потреблению, перевод промышленных предприятий с питьевого на техническое водоснабжение.
Общий расход питьевой воды по городу на расчетный срок обеспечивается производительностью существующих водопроводных очистных сооружений, но, учитывая значительный износ основного оборудования всех водопроводных сооружений, в том числе необходимость капитального ремонта строительных конструкций, предлагается существующие сооружения по очереди ставить на ремонт и модернизацию, предварительно ввести в эксплуатацию сооружения в пос. Воздвиженье.
Магистральные водоводы и распределительные сети подлежат плановой замене и модернизации. Для бесперебойной подачи воды в районы новой жилой застройки предлагается запроектировать и проложить дополнительные водоводы.
5.6.2. Развитие системы канализации.
Протяженность сетей хозяйственно-бытовой канализации составляет 842 км. Перекачку сточных вод осуществляют канализационные насосные станции, которые расположены в разных районах города.
Мощность очистных сооружений обеспечивает прием сточных вод в полном объеме, но очистные сооружения 1-й и 2-й очереди строительства требуют капитального ремонта.
Очистка сточных вод на очистных сооружениях производится до требуемых общесанитарных и органолептических показателей, затем очищенные сточные воды сбрасываются в реку Волгу.
Система канализации города принимается полная раздельная. В городскую канализацию принимаются и отводятся на городские очистные сооружения бытовые сточные воды от населения, а также бытовые и загрязненные воды от промышленных предприятий. Перед спуском в городскую канализацию производственные сточные воды должны пройти локальные очистные сооружения.
Для нормализации работы сетей, коллекторов, насосных станций и очистных сооружений бытовой канализации предлагается исключить сток ливневых вод в бытовую канализацию.
Существующие самотечные и напорные магистральные коллекторы и сети канализации города, находящиеся в эксплуатации длительные сроки, предусмотрено капитально ремонтировать или заменять.
Для новой жилой застройки высокой плотности в Северном и Приволжском планировочных районах предлагается проложить новые сети и коллекторы.
5.6.3. Развитие системы ливневой канализации.
В городе почти полностью отсутствует организованный сток поверхностных вод с 30- 40% площади. Не везде есть организованный сток в реки, что приводит к эрозии почвы и размыву территории. Отсутствие современной целостной системы закрытой ливневой сети в городе ухудшает прочность дорожных одежд, вызывает подтопление подвалов, инженерных сетей и загрязнение чистых водоносных горизонтов при проникновении загрязненных поверхностных вод в почву, вызывает задержку транспорта при подтоплении улиц. Также практически отсутствуют очистные сооружения на выпусках ливневых стоков в Волгу и Которосль.
Все это требует устройства закрытой ливневой сети с современными очистными сооружениями с двумя и тремя степенями очистки.
Ввиду большой территории города в границах застройки, сложности рельефа, разделения города реками и железными дорогами на отдельные массивы Генеральным планом города Ярославля предлагается разработка новой схемы ливневой канализации города.
Для отведения поверхностного стока с территории города предлагается запроектировать главные коллекторы большой протяженности и большого диаметра, обеспечивающего отведение стоков, образующихся при выпадении ливней.
Выбор технологических и конструктивных методов очистки поверхностных сточных вод должен решаться на дальнейших стадиях проектирования.
Инфраструктура энергетического комплекса включает системы тепло-, электро- и газоснабжения.
5.6.4. Развитие системы теплоснабжения.
Теплоснабжение города Ярославля осуществляется в основном централизованно от источников ОАО «Ярославская энергетическая компания», ОАО «Яргортеплоэнерго», ОАО «Тепловая энергетическая социальная система», «АДС», котельная завода дизельной аппаратуры.
Основные направления развития системы теплоснабжения предусматривают:
· строительство новых и реконструкция существующих тепловых сетей,
· строительство в южной части города двух районных котельных для обеспечения отопления строящихся жилых микрорайонов,
· строительство новой более мощной котельной вместо морально устаревшей Ляпинской котельной,
· сокращение теплопотерь зданий за счет энергосберегающих проектных решений,
· повышение теплозащитных характеристик теплотрасс,
· повышение надежности и эффективности теплоснабжения за счет децентрализации и строительства локальных тепловых установок.
5.6.5. Развитие системы электроснабжения.
Раздел «Электроснабжение» выполнен на основании следующих документов:
o «Схема развития электрических сетей 35 кВ и выше города Ярославля», разработанная ОАО «Институт Нижегородскэнергосетьпроект», 2002 г.,
o «Схема развития городских электрических сетей города Ярославля», разработанная ОГУП «Проектный институт «Гипрокоммунэнерго», 2002 г.
Электроснабжение города Ярославля в настоящее время осуществляется от трёх городских ТЭЦ и через ПС Ярославская и Тверицкая по ВЛ-220 кВ от ЕЭС Центра России.
Для развития электрических сетей, связанного с новым строительством и перераспределением населения города по планировочным районам, а также для повышения надежности электроснабжения предусматриваются строительство и реконструкция ряда подстанций с заменой трансформаторов на более мощные, реконструкция и строительство линий электропередач.
В целях более экономного использования городской территории рекомендуется постепенная замена воздушных линий электропередач на кабельные с сокращением размеров полосы отвода под ЛЭП.
5.6.6. Развитие системы газоснабжения.
Зона газоснабжения охватывает всю территорию города и частично его пригородную зону. В настоящее время ведется строительство кольцующего газопровода высокого давления, пуск которого в эксплуатацию планируется в 2006 г., что даст возможность стабилизировать работу существующих сетей газопровода и подключить новые объекты газоснабжения.
Схема сетей высокого давления принята смешанная - кольцевая и тупиковая.
В районах перспективной застройки («Сокол» и «Пашуково») предусматривается строительство новых котельных на природном газе для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий, в остальных районах при новом строительстве возможно применение систем индивидуального теплоснабжения зданий.
5.6.7. Развитие системы связи.
Инфраструктура связи включает системы телефонной сети, телевизионной и радиопередающей сети.
Существующие радиотрансляционные сети с учетом их дополнительного развития в районах намечаемой массовой застройки обеспечивают потребности города.
Существующая сеть телевидения города представлена крупными усилительными станциями МУП «Ярославльтелесеть», обеспечивающими прием не менее 8 каналов.
В настоящее время в городе имеется много головных станций телевидения, которые обеспечивают прием не менее 42 каналов в диапазоне частот 47-862 Мгц.
Основные направления развития телефонной сети предусматривают:
· повышение доступности и надёжности связи путём повышения ёмкости телефонной сети и конкурентоспособности разных операторов;
· расширение видов услуг связи - телефон, телефакс, интернет, аренда каналов, речевая и электронная почта, мультимедийные услуги, базы данных, кабельное телевидение и др.;
· радикальное обновление технической базы телефонной связи, в том числе переход на цифровые АТС и оптические кабели.
Основные направления развития телевизионной передающей сети предусматривают многократное увеличение передаваемых и принимаемых программ, в том числе кабельного, спутникового ТВ.
Учитывая требования динамично развивающегося рынка в области новых технологий средств связи, позитивное влияние на развитие сетей окажет высокий уровень конкуренции – борьба за зоны охвата абонентов операторами, а также возрастающий спрос самих пользователей на широкополосные услуги доступа в Интернет, IР-телефонии, корпоративной мультимедиасвязи, передачи потоковой информации.
Для упорядочивания развития городской инфраструктуры в области связи развитие городской кабельной канализации целесообразно регулировать муниципальной структурой, обеспечивая равный доступ всех операторов к абонентам по этой кабельной канализации.
Перспективным направлением являются высокоскоростные линии связи с прокладкой волоконно-оптических кабелей (ВОК) между станциями.
5.7. Основные мероприятия по стабилизации и улучшению состояния окружающей среды.
Генеральный план города Ярославля исходит из необходимости сохранения и развития природного комплекса города Ярославля как природного каркаса планировочной структуры города, выполняющего средообразующие, природоохранные, рекреационные и оздоровительные функции и обеспечивающего тем самым стабилизацию и улучшение состояния окружающей среды, экологическую безопасность развития города и создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления горожан. В Генеральном плане города Ярославля предусматриваются рациональное, эффективное использование территории в пределах существующей городской черты, а также реабилитация, повышение устойчивости экосистем, сохранение ландшафтного и биологического своеобразия природных зеленых массивов и долин рек Волги и Которосли.
Важнейшим содержательным моментом разработки предложений нового Генерального плана города Ярославля является приоритет экологических требований к развитию города.
К основным природоохранным мероприятиям отнесены следующие:
· санация сохраняемых производственных территорий с высоким уровнем техногенных загрязнений, обеспечение на сохраняемых производствах требований экологических нормативов, сокращения разрешенных санитарно-защитных зон;
· внедрение на предприятиях, расположенных в пределах водоохранных зон, замкнутой системы повторного водоснабжения и безотходных технологий. Вывод с территорий водоохранных зон промышленных и коммунально-складских объектов, нахождение которых на указанных территориях запрещено законодательством и нормативными документами в области градостроительства; строгое соблюдение правил освоения водоохранной зоны, в особенности недопущение застройки капитальными сооружениями прибрежной ее полосы;
· защита от деградации и регенерация существующих зеленых насаждений общего пользования, в их числе памятников природы, охраняемых природных ландшафтов. Озеленение, благоустройство и включение в систему городских зеленых насаждений береговых территорий р.Волги (Фрунзенский и Дзержинский административные районы правобережья), р.Которосли (на участке от слияния ее с р.Волгой до городской черты);
· формирование градоэкологического каркаса города - единой системы, объединяющей озеленение территории города (парки, скверы, сады, бульвары, лесопарки, природные охраняемые ландшафты, водные объекты, кварталы усадебной застройки, кладбища, земли сельскохозяйственного использования). Рекультивацию и реабилитацию нарушенных хозяйственной деятельностью территорий (карьеры, золо- и шламообвалы) и включение их в градоэкологический каркас. Завершение формирования системы особо охраняемых природных территорий; формирование системы рекреационных зон; реабилитация и создание крупных городских парков (как площадных ареалов экологического каркаса внутри города) взамен стареющих и утраченных, особенно в районах новой застройки; сохранение и создание новых озелененных территорий общего пользования (бульваров, скверов) и специального назначения (защитных полос вдоль железнодорожных путей, техзон коммуникаций);
· трассирование новых и расширение существующих транспортных магистралей, совершенствование организации движения транспорта, способствующее уменьшению концентрации выхлопных автомобильных газов и шумового загрязнения и исключающие возможность образования транспортных пробок. Завершение строительства второго моста через р.Волгу в районе Лакокраски, которое обеспечит пропуск транзитных грузопотоков в обход городского центра и жилых зон;
· увеличение в общественном транспорте доли электрифицированного транспорта (троллейбус, трамвай). Ориентация в будущем на модернизацию автомобильного парка (электромобили), применение высококачественного бензина и водорода и других горючих материалов в двигателях внутреннего сгорания, при сгорании которых в атмосферу выбрасывается минимальное количество вредных веществ;
· устройство шумозащитных экранов на участках вдоль железных дорог и автомобильных магистралей с большими грузопотоками, граничащих с зонами жилой застройки;
· проведение мероприятий, направленных на борьбу с негативными природными и техногенными процессами, вызывающими подтопление территории, развитие овражной сети, возможность затопления части территории города при прорыве плотины Рыбинского гидроузла:
- упорядочение подземного стока путем организации подземных глубоких дренажей вдоль русел погребенных рек;
- создание на территории города развитой сети поверхностной канализации и включение в нее поверхностных ручьев и дренажных систем;
- ремонт и реконструкция инженерных коммуникаций (водопровод, фекальная канализация, горячее водоснабжение и др.) для устранения утечек из коллекторов;
- укрепление склонов оврагов путем их озеленения, благоустройство территории оврагов, берегоукрепление р.Волги;
- перепрофилирование, вынос с территории затопления при прорыве плотины Рыбинского гидроузла предприятий и коммунально-складских объектов взрывоопасных, способных оказать серьезное негативное воздействие на окружающую среду при их затоплении (полностью или частично);
· поддержание территориальной связи природного комплекса города Ярославля с природно-аграрным ландшафтом Ярославского муниципального округа посредством реконструкции экологических коридоров и резервирования межмагистральных клиньев по направлениям: долина рек Волги, Которосли, Дунайки, Великой, Норы, Ити.
5.8. Основные мероприятия по развитию рекреационных зон.
Рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения и обеспечения благоприятной экологической среды обитания и включают территории парков, садов, скверов, бульваров, городских лесов, лесопарков, пляжей.
Развитие рекреационных зон предусматривает:
· сохранение, регенерацию и развитие территорий зеленых насаждений общего пользования, восстановление и реабилитацию сложившихся главных структурных элементов системы озеленения и рекреации;
· реконструкцию существующих городских и районных парков - Петропавловского, Павловского, Победы, Ветеранов, а также парков поселка судостроительного завода и фабрики «Красный Перевал»;
· создание непрерывной системы зеленых насаждений общего пользования вдоль обоих берегов р.Которосли, парковых рекреационных зон у р.Волги на территории Приволжского и Северного правобережных планировочных районов, озеленение и благоустройство набережной в Тверицах;
· формирование на вновь осваиваемых и реконструируемых территориях жилой и общественной застройки участков зеленых насаждений общего пользования, планировочно взаимосвязанных с массивами городских лесов и лесопарков и с прилегающими к городу массивами сосновых боров (Ляпинский бор, Красный бор);
· формирование крупных рекреационных центров в районе Смоленского бора, в окрестностях искусственного водоема в районе улицы Шевелюха, в окрестностях так называемого «Байкала» (Прусовский карьер) и прудов-охладителей Ляпинской ТЭЦ;
· обустройство пляжей и мест для летнего отдыха у воды (Павловский парк, Тверицкая набережная).
5.9. Основные мероприятия по комплексному благоустройству территории города.
Комплексное благоустройство имеет целью создание эстетики гармоничной и выразительной среды жизнедеятельности средствами цветового решения и архитектурного освещения городского пространства, ландшафтной архитектуры и внешнего дизайна.
Основные направления Генерального плана города Ярославля предусматривают:
· в части цветового решения - формирование цветовых ансамблей зон исторической застройки разных периодов, акцентирование памятников архитектуры; высветление опорной застройки 30 - 50-х годов, введение цвета в массовую застройку 60 - 70-х годов XX века; цветовое зонирование с использованием авангардных приемов в новых жилых районах; цветовое акцентирование ансамблей главных улиц и площадей, общественно-деловых комплексов, водного фронта застройки и въездов в город;
· в части архитектурного освещения - акцентирование основных элементов планировочной и архитектурно-пространственной структуры города - главных улиц, площадей, набережных и архитектурных доминант; световое решение пешеходных зон, улиц, площадей, маршрутов интенсивного пешеходного движения и первых этажей общественной застройки; световое акцентирование городского силуэта и панорам; световое акцентирование природно-ландшафтного каркаса города; световое акцентирование характерных типов жилой среды разных периодов строительства;
· в части комплексной ландшафтной и дизайнерской организации городского пространства - архитектурно-дизайнерское обустройство улиц, площадей, общественных и пешеходных зон; восстановление исторических и выявление новых ландшафтных композиций и ансамблей открытых зеленых пространств и акваторий; архитектурно-дизайнерское обустройство внутриквартальных пространств и производственных территорий; применение рекламных приемов, отвечающих особенностям разных средовых условий, ликвидация рекламы, дисгармонирующей с исторической средой, а также использование новых технических средств, новых композиционных и образных решений рекламы; активное применение монументальных и декоративных произведений пластических искусств в организации среды жизнедеятельности.
5.10. Основные мероприятия по совершенствованию и развитию городской планировочной и архитектурно-пространственной структуры.
Планировочная и архитектурно-пространственная структура характеризует целесообразность, удобство, выразительность и гармонию пространственной организации среды жизнедеятельности, взаиморазмещение и взаимодействие ее природных, жилых, общественных, производственных и инфраструктурных составляющих. Организующей основой городского пространства являются: природно-ландшафтный и урбанизированный каркас территории города.
Природно-ландшафтный каркас образует природоохранную и рекреационную функциональную подсистему города, формируется системой речных долин и зеленых массивов. Развитие природно-ландшафтного каркаса предусматривает воссоздание его исторических элементов - долин малых рек и формирование новых зеленых пространств, восстанавливающих непрерывность природно-ландшафтной структуры города. Архитектурно-пространственная организация природно-ландшафтного каркаса предусматривает сохранение, выявление, зрительное раскрытие и акцентирование исторически характерных ландшафтных панорам, садово-парковых комплексов и силуэта города.
Урбанизированный каркас является основой общественной и производственной функциональных подсистем города, формируется ядром исторического центра, транспортными магистралями, главными улицами, площадями, градостроительными узлами и примагистральными территориями, характеризуется наиболее высокой интенсивностью деятельности и использования территории. Развитие урбанизированного каркаса предусматривает: совершенствование его исторически сложившейся планировочной структуры - усиление роли ядра исторического центра как культурного и общественного символа, акцентирование главных транспортных связей и узлов системой крупных общественно-деловых центров и линейных примагистральных многофункциональных комплексов, формирование новых и завершение существующих элементов дублеров главных магистралей. Архитектурно-пространственная организация урбанизированного каркаса предусматривает зрительное акцентирование его характерных элементов - ансамблей площадей и крупных градостроительных комплексов, высотных доминант, фронтальной застройки главных общественных улиц, контрастного силуэта города.
Предлагаемое в Генеральном плане города Ярославля качественно-количественное изменение планировочной организации территории предусматривает сохранение общего характера исторически сложившейся планировочной структуры и функционального зонирования и приведение их в соответствие с современными требованиями путем модернизации элементов сложившейся планировочной структуры, не влияющей на характер структуры в целом.
В период расчетного срока Генерального плана города Ярославля не предусматривается значительных изменений сложившейся городской планировочной структуры.
Значение основных планировочных и композиционных осей развития городской застройки сохранят за собой реки Волга и Которосль, являющиеся мощными природными доминантами, а также магистральные улицы - Московский проспект, улица Свободы, Ленинградский проспект, проспект Фрунзе, проспект Авиаторов. Сохранится деление города искусственными (железные дороги) и природными преградами (реки Волга, Которосль) на семь планировочных районов и исторически сложившееся положение городского общественного центра на территории у впадения Которосли в Волгу, ограниченного Первомайским бульваром (бывший Земляной вал).
Новые промышленные предприятия и коммунально-складские объекты предусматривается размещать на территории сложившихся промышленных районов и узлов.
Переустройство и совершенствование городской планировочной структуры предусматривает:
· упорядочение размещения и развитие основных элементов структуры планировочных районов (жилые районы, промышленные районы и узлы, общественные центры, транспортная инфраструктура);
· упорядочение размещения и совершенствование планировочной структуры основных функциональных зон - жилой, производственной, рекреационной;
· сохранение исторически сложившейся градостроительной среды на территории центрального планировочного района, активное включение в развивающуюся градостроительную композицию исторических архитектурных ансамблей и фоновой исторической застройки;
· трансформация моноцентрической системы, основанной на доминирующей роли ядра исторического центра, в пространственно развитую полицентрическую систему городских центров многофункционального и специализированного обслуживания, главенствующую роль в которой сохранит исторически сложившийся городской центр;
· совершенствование и развитие структурных транспортных связей (трассировка новых и реконструкция существующих улиц и дорог) между планировочными районами и территориальными зонами;
· формирование системы планировочных связей, исключающей возможность пропуска транзитных транспортных потоков по территории исторического городского центра, а также зон охраны памятников истории и культуры;
· озеленение прибрежных территорий Волги и Которосли, формирование на этих территориях рекреационных зон и мест массового отдыха населения, организация структурных планировочных выходов к Волге и Которосли с территории жилой застройки и городских центров обслуживания.
6. ОСНОВНЫЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ
Лейтмотивом формирования первоочередных мероприятий реализации Генерального плана города Ярославля, безусловно, станет подготовка к 1000-летнему юбилею города Ярославля. Эта задача требует повышенного внимания к созданию комфортных условий на всей территории города, в то же время особое внимание должно быть уделено реставрации памятников истории и культуры и регенерации исторических территорий.
Программа первоочередных градостроительных мероприятий ориентирована на решение неотложных проблем и ликвидацию особо острых диспропорций города; на создание устойчивых предпосылок решения стратегических задач, определенных основными направлениями градостроительного развития города Ярославля.
Развитие планировочной организации территории города в период первой очереди строительства предусматривает:
· проведение реконструкции территории аварийной и ветхой жилой застройки, освоение под новое жилищное строительство свободных от застройки территорий;
· осуществление нового жилищного строительства по индивидуальным и типовым проектам жилых домов различной этажности (много-, средне- и малоэтажных), обеспечивающих комфортные условия проживания;
· доведение объемов нового жилищного строительства до 200 тысяч квадратных метров общей площади в год при средней обеспеченности 25 кв.м общей площади на 1 человека;
· размещение на реконструируемых и вновь осваиваемых жилищным строительством свободных территориях объектов обслуживания повседневного пользования в объеме, необходимом для создания комфортных условий проживания;
· развитие существующих и формирование новых центров многофункционального обслуживания городского и районного значения в Дзержинском административном районе (на пересечении Ленинградского проспекта и улицы Панина), в Красноперекопском районе (в зоне примыкания улицы Большой Федоровской к Московскому проспекту), во Фрунзенском районе (на территории нового жилищного строительства в районе пос.Сокол на проспекте Фрунзе), в Заволжском районе (у примыкания к улице Спартаковской);
· регенерацию зеленых насаждений и благоустройство территории существующих парковых комплексов (Петропавловский и Павловский парки, Тверицкий лесопарк);
· создание нового паркового комплекса в пойме реки Которосли в Кировском районе;
· благоустройство территории существующих пляжей на Волге и Которосли;
· совершенствование планировочной организации территории, модернизацию, реконструкцию, перепрофилирование промышленных объектов, контактирующих непосредственно с жилой застройкой и негативно влияющих на окружающую среду;
· завершение на территории Северного промышленного района строительства участка автомобильной магистрали Москва - Архангельск, мостового перехода через реку Волгу и транспортных многоуровневых развязок на пересечении этой магистрали с улицей Добрынина, с Ленинградским проспектом и Тутаевским шоссе;
· строительство продолжения проспекта Фрунзе с развязкой в двух уровнях с Московским проспектом и далее вдоль улицы 1-й Вокзальной и железнодорожной магистрали с выходом на обходную автомобильную дорогу;
· строительство продолжения проспекта Толбухина с выходом на Московский проспект посредством строительства эстакады над железнодорожными путями в районе станции Ярославль-Московский и далее с устройством транспортных развязок в разных уровнях на проспект Фрунзе;
· строительство участка автомобильной магистрали улица Волгоградская - улица Громова с выходом на федеральную автомобильную магистраль Москва - Архангельск.
К числу первоочередных мероприятий, обеспечивающих упрощение процедур осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства относятся:
· разработка и утверждение Правил землепользования и застройки города Ярославля, проектов планировки районов массового жилищно-гражданского строительства,
· создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности,
· разработка комплексных целевых программ развития транспортной и инженерной инфраструктур.
 
 

 

 
Библиотека вики-страниц: GeneralPlan