​​​
Из истории Ярославского городского самоуправления














История городского самоуправления, городских выборных органов в Ярославле уходит корнями в 80-е годы XVIII века, когда в нашем городе была создана первая городская дума.
21 апреля 1785 г. Екатерина II подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». Это был документ поистине эпохального значения: впервые в российской истории город был определен как самостоятельная административная единица со своими особыми правами и обязанностями, интересами и нуждами. Грамотой устанавливались права и привилегии городам, способствовавшие их бурному росту, а также учреждались выборные органы городского самоуправления.


Из "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи"
Грамота подтверждала права города на издавна принадлежавшие ему земли, сады, поля, реки, рыбные ловли, леса, рощи, пустоши, мельницы, другие промышленные заведения, различные постройки. За жителями сохранялись их собственность и владение, «что кому по справедливости и законно принадлежит, как движимое так и недвижимое». Правителям и всем, власть имеющим, не дозволялось налагать на город новых податей, служб или тяготей, кроме тех, которые они платили по закону. Городскому магистрату предписывалось иметь специальную книгу для учета и описания городских домов, строений, мест и земель. Городские налоги и повинности – «подати, службы и тягости, как личные, так и вещественные», должен был нести, наравне с жителями – мещанами – всякий, «в городе мещанским торгом, ремеслом или промыслом промышляющим». Город мог заводить и содержать на городских землях промышленные заведения, мельницы, харчевни и трактиры, учреждать торги и ярмарки.
 
Из указа Ярославского наместнического правления Ярославской городской думе о начале дейтельности общей думы и выборах шестигласной думы
По грамоте городские обыватели составляли «городское общество» и пользовались всеми правами и выгодами, дарованные городу. Обществу разрешалось иметь специальный дом для собраний, печать с гербом. Городское общество могло иметь особую казну, состоящую из добровольных пожертвований, и употреблять его по общему согласию. Горожане получали право заведовать своим общественным хозяйством и отчасти благоустройством. С этой целью они могли собираться один раз в три года и выбирать общую городскую думу срокам на 3 года. Участвовать в «градском собрании» мог каждый постоянный городской житель, обладавшие доходом не менее 50 руб. Грамотой устанавливались источники городских доходов и статьи расходов.
Для постоянного заведования городскими делами от шести сословий, на которые были разделены жители города, избиралась шестигласная дума, являвшаяся как исполнительным органом городского управления. И общая, и шестигласная дума находились под председательством городского головы, избираемого горожанами.



Из истории Ярославского городского самоуправления

















Общая городская дума в городе Ярославле начала свою деятельность 1 ноября 1785 г., а 12 ноября состоялись выборы в шестигласную думу. Городским головой был избран купец Андрей Барсов. 8 января 1786 г. На заседании думы рассматривался вопрос о формировании первого городского бюджета – «росписи доходов и расходов».
Городская служба считалась «общественной», за нее ни городскому голове, ни гласным никакого жалования не полагалось. Обязанности по составлению росписей городских доходов и расходов, текущему ведению дел возлагались на городского голову и гласных думы, причем один из них избирался казначеем
Прообраз современной модели управления городом был создан только во 2-й половине Х|Хвека. В 1870 г. в России была проведена реформа городского самоуправления, которая наделила большими правами органы местного самоуправления – городские думы и управы.
Новое «Городское положение» было утверждено 16 июня 1870 г. В соответствии с ним создавались бессословные органы городского управления: представительный орган – городская дума и распорядительный – городская управа. Дума избирала из своего состава городскую управу в составе городского головы и членов управы. Городской голова возглавлял и думу, и управу .
Первое заседание Ярославской городской думы, избранной на основе « Городского положения» 1870г., состоялось 16 марта 1871г. Дума состояла из 66 гласных, городским головой был избран купец Рафаил Иванович Кокуев.
И.А.Вахромеев, городской голова г.Ярославля в 1869-71,1881-86,1897-1905 гг,гласный Ярославской городской думы с 1875 по 1909 гг.
Выдающаяся роль в жизни Ярославля, его развитии, в деятельности городской думы в конце Х|Х-начале ХХ вв. принадлежит И.А.Вахромееву. В 1875-1909гг. он избирался гласным ( на современном языке – депутатом) городской думы, почти 18 лет был городским головой ( по – нынешнему – мэром ) Ярославля.
Для руководства отдельными отраслями городского хозяйства в думе образовывались временные или постоянные комиссии из числа гласных: строительная, финансовая, народного просвещения, общественного здравия и призрения, арендная, оценочно-раскладочная. Продовольственная, водопроводно-канализационная, по благоустройству – и другие. После установления советской власти повсюду в стране происходила ломка старого государственного аппарата и формирование нового. В короткий срок была ликвидирована традиционная для России система органов городского общественного управления. Представительными органами новой власти и самоуправления становятся Советы, составляющие политическую основу советского государства.
 
Из истории Ярославского городского самоуправления


 
Гласные Ярославской городской думы
На смену городской думе и управе в 1918г. пришел Ярославский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Председателями его в разное время были Н.Ф.Доброходов, Д.С.Закгейм, Н.А.Пожаров.
По Конституции 1918г. выборы в Советы проводились на основе единого избирательного права 1 раз в 3 месяца гражданами, достигшими 18 лет, путем открытого голосования. С 1922гыборы в Советы стали проводиться 1 раз в год. Для проведения текущей работы между выборами Совет избирал свой исполнительный орган - исполнительный комитет.
Для вовлечения депутатов горсовета в активную работу в совете создавались отраслевые секции: промышленная, строительная, народного образования, здравоохранения, коммунальная, труда и быта, контрольная, торгово-кооперативная и другие, соответствовавшие направлениям деятельности городского Совета.
Это было нестабильное, драматичное время, которое в полной мере отразилось на функционировании административных органов города. Ярославль очень сильно пострадал во время антисоветского восстания 1918г. Остро встала жилищная проблема. Совершенно без крова осталось 28 тыс. жителей - около 25% населения Ярославля. В катастрофическом состоянии оказались отрасли коммунального хозяйства, обеспечивавшие жизнедеятельность города.
В начале 1920-х гг. был разработан первый генеральный план- «Проект перепланировки и расширения Ярославля». Этим проектом предусматривалось восстановление разрушенных зданий, создание новых жилых и промышленных районов, развитие административного центра и в то же время сохранение исторического облика города. Одновременно развернулось новое капитальное строительство. Наряду с промышленными предприятиями сооружались жилые дома, школы, больницы.
По принятой в 1936гонституции СССР местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся ( с 1977г. – Советы народных депутатов), ставшие политической формой организации государственной власти. Был введен принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, более четко разграничена компетенция между органами власти и их исполнительно- распорядительными органами. Высшим представительным органом власти на местах стал Совет депутатов трудящихся, избиравшийся сроком на 4 года. Исполнительным органом, проводившим в жизнь решения сессий Совета, был исполнительный комитет.
Первая сессия Ярославского горсовета, избранного на основе новой Конституции, состоялась в январе 1940г. На ней были организованы постоянные комиссии Совета: бюджетная, коммунальная, торговая, здравоохранения, народного образования, местной промышленности.
Из истории Ярославского городского самоуправления


Здание мэрии г.Ярославля начала XX в.
В 1980-х-начале 90-х гг. Ярославская область, как и вся страна, переживала сложный исторический и экономический период. Она вступила в кризисный этап развития: экономика разваливалась, падали темпы промышленного производства и выпуска продукции, нарастала напряженность в социально-экономических отношениях.
 
В это сложное время руководство города пыталось снизить напряженность в обществе и принимало меры по развитию новых форм хозяйственной деятельности, предпринимательства, решению вопросов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, поиску путей налаживания продовольственного снабжения населения и развития альтернативных вариантов торговли, обеспечению деятельности учреждений народного образования и здравоохранения, поддержанию социального обеспечения малоимущих слоев населения города.
Новая политическая обстановка в стране в начале 90-х гг. привела к смене советской власти на всех уровнях. В соответствии с Законом РСФСР « О местном самоуправлении в РСФСР» полномочия советских органов – исполнительных комитетов Советов – были прекращены. В 1993г. закончился « советский» период в истории Ярославского представительного органа.
 
Здание мэрии г.Ярославля. Ул.Андропова,6.
В соответствии с «Положением о выборах депутатов муниципалитета города Ярославля и мэра города», являвшимся приложением к Уставу города, прошли выборы в новый представительный орган - муниципалитет города Ярославля. Первый созыв муниципалитета города Ярославля избирался в 1994г. сроком на 2 года. В составе представительного органа власти тогда было 22 человека. В муниципалитете работало 4 постоянных комиссии: по бюджету, финансам и налоговой политике; по экономике, муниципальной собственности и развитию города; по законности и правам граждан; по социальной политике. Руководил муниципалитетом первого созыва Абрам Семенович Башмашников. Последующие созывы муниципалитета избирались на 4 года.
 
Рабочие совещания.
Во второй созыв в1996г. было избрано 23 депутата. Муниципалитет возглавил Сергей Владимирович Голубев. Работали постоянные комиссии: по бюджету, финансам и налоговой политике, по экономике, муниципальной собственности и развитию города, по социальной политике, по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядку. Эта структура постоянных комиссий распространялась и на 3,4,5 созывы.
 
 
 
На основании Закона Ярославской области « О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» в марте 2000г. был избран муниципалитет третьего созыва численностью 23 депутата. Председателем его стал Валентин Васильевич Гобин. В муниципалитет 4 и 5 созывов избиралось уже 36 депутатов. Председателем двух созывов подряд был Владимир Николаевич Голов.
10 апреля 2002г. муниципалитет принял решение о создании контрольно-счетной палаты и утвердил ее председателя Вячеслава Михайловича Зубенко. Перед КСП была поставлена задача проведения экспертной оценки проектов бюджета города, проверки его исполнения, ряд контрольных и консультационных функций.
Деятельность муниципалитета осуществляется в соответствии с Уставом города Ярославля, а порядок деятельности утвержден Регламентом работы муниципалитета.
На выборах 14 октября 2012 года был избран муниципалитет города Ярославля шестого созыва в составе 38 депутатов сроком на 5 лет.
Муниципалитет города Ярославля 6 созыва.Фото Андрея Комиссарова
Библиотека вики-страниц: history_test