Туризм
Туристические символы города Ярославля

 

1.  Ярославль в ЮНЕСКО.    Ярославль – столица знаменитых людей России.
2.    «Ярославская майолика».
3.    Ярославль-столица русского купечества.
4.    Ярославль- родина первого русского театра.
 
   1.        Ярославль в ЮНЕСКО
 
  Ярославль, неповторимый по сохранности и своеобразию архитектурного облика, занимает видное место среди городов - столиц архитектурного достояния мирового уровня. Благодаря художественному совершенству и целостности архитектурного комплекса он стал частью мирового культурного наследия.
Уникальная градостроительная структура старого центра, гармонично сочетающая регулярную планировку с  сохранением более ранних памятников, получила признание мирового  культурного сообщества. В 2005 году исторический центр Ярославля целиком был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства. Ярославль стал третьим российским городом после Санкт-Петербурга и Великого Новгорода, включенным в этот Список.
   Уникальность Ярославля заключается и в том, что на его территории представлены образцы почти всех стилей русской архитектуры за несколько столетий. С целью сохранения подлинного исторического облика в городе ежегодно проводятся масштабные реставрационные работы.
   В зоне ЮНЕСКО Ярославля расположено 375 памятников историко-культурного наследия, включая уникальные храмовые сооружения XVI – XVIII веков. Всего же в городе насчитывается 785 памятников истории и культуры.
   В XVII веке в Ярославле начинается широкое каменное строительство. Это столетие стало «золотым веком» ярославского зодчества, связанного с бурными темпами развития города как одного из крупнейших торгово-ремесленных центров страны. Ярославль того времени был вторым по величине городом России после Москвы.
   И сегодня ярославская архитектура славится своей нарядной декоративностью, многоцветностью,  величием храмов, грандиозностью стенных росписей. Ярославские иконы выделяются особой торжественностью стиля. Поражающая великолепием фресковой живописи церковь Ильи Пророка, уникальный 15-купольный храм Иоанна Предтечи стоят в одном ряду с величайшими произведениями мировой архитектуры.
   Первые каменные жилые дома Ярославля – бесценные памятники раннего гражданского зодчества. Центральная часть Ярославля  в целом представляет собой замечательный образец градостроительного искусства классицизма. Настоящие архитектурные шедевры городского пейзажа – здания, построенные в стиле модерн в конце XIX и начале XX веков. Историческая планировка города стала подлинной жемчужиной градостроения не только Ярославля, но и всей России.
   Архитектурное наследие Ярославля отличается высокой степенью сохранности памятников и исторической среды в целом, отражающей преемственность процесса развития от древнего города до современности. Памятники архитектуры в большинстве своем являются подлинными постройками своего времени, сохранившимися без существенных переделок и представляющими архитектурные стили разных эпох в первозданном виде.
 
     2. «Ярославль-столица знаменитых людей»С Ярославлем связаны имена многих великих людей. В их числе Федор Волков - основатель первого в России театра, поэты Николай Некрасов и Леонид Трефолев, оперный певец Леонид Собинов, основоположник русской научной педагогики Константин Ушинский, первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.
    Федор Волков. Родился Фёдор 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от состоявшего при герцоге Э.Бироне, сосланном в Ярославль. В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе. 30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, а после его смерти в 1761 году — Волков. Ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных. Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям. До сих пор одним из самых не ясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол.  После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада. На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели», который стал последним творением Волкова. Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира». Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска. В Ярославле в честь Ф. Г. Волкова назван театр, площадь перед ним и улица, а в 1973 году был открыт памятник в сквере у театра. Его инициалы Ф. В. также высечены на фонарных столбах рядом с театром.
   Леонид Собинов- выдающийся русский оперный певец (лирический тенор), народный артист РСФСР, крупнейший представитель русской классической вокальной школы. Родился в семье торгового служащего ярославского мещанина Виталия Васильевича Собинова. В 1881 году поступил в гимназию. В 1888 году первое успешное выступление на гимназическом благотворительном вечере (сольная партия в хоре из оперы Вильбоа "Наташа, или Волжские разбойники"). В 1890 году Л. В. Собинов поступил на юридический факультетМосковского университета, который окончил в 1894 году. После окончания обучения в университете стал работать помощником присяжного поверенного у известного адвоката Фёдора Никифоровича Плевако. Во время учёбы в университете принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 года начал занятия вокалом в Музыкально-драматическом училище при Филармоническом обществе в Москве, в котором учился до 1897 года (педагоги — Александр Михайлович Додонов и Александра Александровна Сантагано-Горчакова). В эти же годы он выступал в итальянской оперной труппе. В 1897 году стал солистом Большого театра. Дважды был директором Большого театра — в 1917—1918 гг. и в 1921 г. Собинов выступал в миланском театре «Ла Скала» (1904—1906), где пел в традиционном итальянском репертуаре, выступал в Монте-Карло, Мадриде, в Лондоне, Берлине, Париже (1909). Жил в Москве, в Камергерском переулке, № 5/7 стр. 1, кв. № 23 (на доме установлена мемориальная доска). На протяжении всей жизни Собинов постоянно пел в камерном вокальном репертуаре, много гастролировал. Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечает, что Собинов много занимался благотворительностью, в частности помогал студентам, в том числе будущему писателю Леониду Андрееву, и делал подарки различным нуждающимся обществам и организациям. Покинул сцену в возрасте 60 лет в 1933 году. В настоящее время имя Собинова носят Саратовская консерватория и ежегодный музыкальный фестиваль. 29 декабря 2007 года был торжественно открыт памятник Собинову в Ярославле (на пересечении улиц Максимова и Трефолева), имя певца носит одна из центральных улиц Ярославля.
    Николай Некрасов - русский поэт, писатель и публицист, признанный классик мировой литературы, чьи жизнь и творчество неразрывно связаны с Ярославлем. Принадлежал к дворянской, некогда богатой семье Ярославской губернии. Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр, запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. — и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя. В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Но он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Он давал уроки, писал статейки в «Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду» и «Литературной Газете», сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра. У него начали появляться сбережения, и он решился выступить со сборником своих стихотворений, которые вышли в 1840 году с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки». Полевой похвалил дебютанта, по некоторым сведениям к нему отнесся благосклонно и В. А. Жуковский, но В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книжке пренебрежительно, и это так подействовало на Некрасова, что, подобно Н. В. Гоголю, некогда скупавшему и уничтожавшему «Ганса Кюхельгартена», он сам скупал и уничтожал «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью.В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником. Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846). В этих сборниках дебютировали Д. Григорович, Ф. Достоевский, выступали И. Тургенев, А. Герцен, А. Майков. Особенный успех имел «Петербургский Сборник», в котором появились «Бедные люди» Достоевского. Издательские дела Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он, вместе с И. И. Панаевым, приобрел у П. А. Плетнёва журнал «Современник». Литературная молодёжь, придававшая силу «Отечественным запискам», присоединилась к Некрасову. Белинский также перешёл в «Современник» и передал Некрасову часть того материала, который собирал для затеянного им сборника «Левиафан».Начинается печатание в «Современнике» бесконечно длинных, наполненных невероятными приключениями романов «Три страны света» и «Мёртвое озеро», написанных Некрасовым в сотрудничестве со Станицким (псевдоним А. Я. Головачёвой-Панаевой). Впрочем, главами этих романов Некрасов и прикрывал лакуны, образовывавшиеся в журнале из-за запретов цензуры.Около середины 1850-х годов Некрасов серьёзно заболел горловой болезнью. Выздоровление Некрасова совпадает с началом новой эры русской жизни. В творчестве Некрасова также наступает счастливый период, выдвинувший его в первые ряды литературы. Он попал теперь в круг людей высокого нравственного строя; Н. Чернышевский и Н. Добролюбов становятся главными деятелями «Современника». Благодаря своей замечательной чуткости и способности быстро усваивать настроение и взгляды окружающей среды, Некрасов становится по преимуществу поэтом-гражданином.Когда в 1866 году «Современник» был закрыт, Некрасов сошёлся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 года «Отечественные записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник».В начале 1875 года Некрасов тяжко заболел, (врачи обнаружили у него рак кишечника), и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены знаменитый хирург Бильрот, однако операция могла лишь ненамного продлить ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова. Некрасов умер 27 декабря1877 года. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.
   Значение Некрасова есть результат целого ряда условий, создавших как его обаяние, так и те ожесточенные нападки, которым он подвергался и при жизни, и после смерти. С точки зрения изящества стиха, Некрасов не только не может быть поставлен рядом с Пушкиным и Лермонтовым, но уступает даже некоторым второстепенным поэтам. Не в одних гражданских чувствах тайна огромного, до тех пор небывалого влияния, которое поэзия Некрасова оказала на ряд русских поколений. Источник его в том, что, не всегда достигая внешних проявлений художественности, Некрасов ни одному из величайших художников русского слова не уступает в силе. С какой бы стороны ни подойти к Некрасову, он никогда не оставляет равнодушным и всегда волнует. Некрасов художник глубокий: он выразил настроение одного из самых замечательных моментов русской исторической жизни. Главный источник силы, достигнутой Некрасовым, — как раз в том, что противники, становясь на узко эстетическую точку зрения, особенно ставили ему в укор — в его «односторонности». Только эта односторонность и гармонировала вполне с напевом «неласковой и печальной» музы, к голосу которой Некрасов прислушивался с первых моментов своего сознательного существования.Все люди 1840-х в большей или меньшей степени были печальниками горя народного; но кисть их рисовала мягко, и когда дух времени объявил старому строю жизни беспощадную войну, выразителем нового настроения явился один Некрасов. Настойчиво, неумолимо бьёт он в одну и ту же точку, не желая знать никаких смягчающих обстоятельств. Пускай наполнится ужасом сердце зрителя — это благодетельное чувство: из него вышли все победы униженных и оскорбленных. Некрасов не дает отдыха своему читателю, не щадит его нервов и, не боясь обвинений в преувеличении, в конце концов добивается вполне активного впечатления. Несмотря на то, что большинство его произведений полно самых безотрадных картин народного горя, основное впечатление, которое Некрасов оставляет в своем читателе, несомненно, бодрящее. Чтение Некрасова будит тот гнев, который в самом себе носит зерно исцеления.Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, всё содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике.«Коробейники» (1861) мало серьёзны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе. В 1863 году появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова — «Мороз, Красный нос». Это — апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но всё-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. Особенно хороша вторая часть — Дарья в лесу. Обход дозором воеводы-Мороза, постепенное замерзание молодицы, проносящиеся перед нею яркие картины былого счастья — все это превосходно даже с точки зрения «эстетической» критики, потому что написано великолепными стихами и потому что здесь все образы, все картины. По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия «Крестьянские дети» (1861).Ожесточённый певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей. Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1876) уже по одним своим размерам (около 5000 стихов) не могла вполне удаться автору.В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — «Пир на весь мир», заканчивающаяся знаменитыми словами: «ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь» и бодрым возгласом: «в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное». Не вполне выдержана и другая поэма Некрасов — «Русские женщины» (1871—72), но конец её — свидание Волконской с мужем в руднике — принадлежит к трогательнейшим сценам всей русской литературы.Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Ни у кого из наших писателей покаяние не играло такой выдающейся роли, как у Некрасова. Он единственный русский поэт, у которого развита эта чисто-русская черта.
    В Ярославле Некрасову установлен памятник и в честь него названа одна из улиц города. Именем литератора назван посёлок-райцентр Некрасовское (бывшие Большие Соли), в районе которого он провёл своё детство. В усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил и работал в летнее время в 1861—1875 годах устроен музей-заповедник поэта.
    Леонид Трефолев - знаменитый русский поэт публицист, ученый-археограф, историк и краевед. Леонид Николаевич родился в 1839 году в Любиме, Ярославской губернии в семье мелкого чиновника. Окончил курс в Ярославской гимназии (1856г.) и Ярославском юридическом лицее. Почти всю жизнь прожил в Ярославле. В 1856 году 17-летним юношей Трефолев поступает на службу помощником редактора «Ярославских губернских ведомостей». С 1866 по 1871 годы, став чиновником, работает в губернском правлении. Одновременно редактирует неофициальную часть «Ярославских губернских ведомостей». Друг и сослуживец Трефолева, Андрей Михайлович Достоевский, родной брат писателя, подчеркивал, что газета была доведена Трефолевым «до высшей степени порядочности, так что и столичные газеты не раз высказывали этот отзыв». Первые стихотворения Трефолева появились в печати в 1857 г. Расцвет его литературного творчества пришелся на 60-80-е гг. Как поэт Трефолев сформировался  в некрасовской школе, его имя – в первом ряду поэтов некрасовского направления. Стихи Трефолева – это «маленькие трагедии», посвященные бедным людям России, униженным, оскорбленным, утратившим свое лицо, судьбу, счастье, надежду. Трефолевская «Песня о камаринском мужике» (1867 г.) – обработка давней народной песни. Но поэт наполнил стихотворение новой интонацией и новым взглядом. «Дубинушка»Трефолева, появившаяся в печати в 1867 г., близка к некрасовским мотивам о Волге – матушке-реке. Известна высокая оценка, данная Трефолеву Некрасовым: «Стих его бьет по сердцу. Это – мастер, а не подмастерье». В 1870-х гг. произведения Трефолева печатаются в известных столичных изданиях – журналах «Отечетсвенные записки», «Русский Архив», «Вестник Европы», «Исторический Вестник», «Дело», «Будильник», «Осколки», «Наблюдатель», «Русское Обозрение», «Русская мысль».  Поэт большого общественного темперамента, публицист, газетчик, земец, не раз отставлявшийся от службы за открыто демократическое направление ума, Трефолев постоянно преследовался цензурой. Дважды запрещалось издание книги его стихотворений. При жизни он опубликовал в различных журналах свыше 300 стихотворений, а в столице смог издать всего лишь один сборник собственных стихотворений – в 1894 г. Трефолев много пишет о ярославском театре, систематически отслеживает и комментирует театральный репертуар. Будучи молодым журналистом, он освещает гастроли в Ярославле выдающегося русского актера Михаила Семеновича Щепкина. Именно Трефолев впервые напишет на страницах «Ярославских губернских ведомостей» о даровании юной дебютантки Пелагеи Стрепетовой, предсказав ей большое будущее. 1900 году и в 1903—1905 годах был председателем Ярославской губернской учёной архивной комиссии. К концу своей жизни Трефолев страдал от безденежья и безвестности. И все-таки надеялся на то, что творчество его не забудут потомки, воскресят к жизни. Имя Трефолева, по-существу, полузабыто. Но стихи его твердо хранятся в народной памяти. Поют в народе «Ямщика» («Когда я на почте служил ямщиком» - перевод стихов В. Сырокомли), знают и напевают «Камаринского», вспоминают один из вариантов «Дубинушки» - и не связывают эти песни с именем Трефолева. Они давно стали народными. Это лучшее признание автору.Леонид Николаевич умер в 1905 году. Похоронен на Леонтьевском кладбище Ярославля.
       В 1958 году в Ярославле был установлен памятник Л. Н. Трефолеву на улице, переименованной в его честь (бывшая Варваринская). В Любиме установлен посвящённый ему памятный знак.
     Константин Ушинский – выдающийся отечественный педагог, основоположник научной педагогики в России. Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, мелкопоместного дворянина. После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, Ушинский слушал лекции блестящих преподавателей, в том числе таких известных как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор К. Д. Ушинского заняться педагогикой. После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа. В июне 1844 года учёный совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции, а в 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Именно в Ярославле молодой ученый получил первый педагогический опыт и сделал первые попытки демократизации учебного процесса, которые затем легли в основу разработанных им принципов новой научной педагогики. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский уходит в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными. Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле К. Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на достаточно мелкую чиновничью должность. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854—1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, как правило, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания. В стенах этого учебного заведения он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха его статьи, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855). В 1859 году К. Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Однако у К. Д. Ушинского произошёл конфликт с начальницей института М. Леонтьевой. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий. Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определённой философской системы, он вполне самостоятельно дал в своём труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Так же в этом труде К. Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов. В последние годы жизни К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах. Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. Так ростки первого педагогического и научного опыта, приобретенного Ушинским в Ярославле, выросли до учения, которое легло в основу научной педагогики в России и других странах. Его учение во многом опередило время и сегодня по-прежнему актуально. В честь Ушинского в Ярославле названа улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая), его имя носит также Ярославский государственный педагогический университет – старейшее в России высшее учебное заведение, которое готовит кадры для народного образования и науки. Его выпускники с честью оправдывают имя основоположника отечественной педагогики.  
    Валентина Терешкова  - советский космонавт, первая женщина-космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал-майор. Валентина Терешкова родилась в деревне Большое Масленниково Ярославской области в крестьянской семье выходцев из Белоруссии (отец — из-под Могилёва, мать — из деревни Еремеевщина Дубровенского района). Как рассказывала сама Валентина Владимировна, в детстве она говорила с родными по-белорусски. Отец — тракторист, мать — работница текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Валентины погиб на Советско-финской войне. В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на Ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков). Продолжив работу на текстильном комбинате «Красный Перекоп», с 1955 по 1960 год Валентина прошла заочное обучение в техникуме лёгкой промышленности. С 11 августа 1960 года — освобождённый секретарь комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп». Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским. В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полёте они узнали из новостей по радио. Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!» (изменённая цитата из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»). В настоящее время Валентина Владимировна работает заместителем Председателя Ярославской областной Думы. Ее именем названа одна из центральных улиц города и культрно-просветительский центр, построенный в рамках подготовки к 1000-летию Ярославля.
    Василий Блюхер - (19 ноября (1 декабря) 1889(18891201) — 9 ноября 1938) — советский военный, государственный и партийный деятель, маршал Советского Союза (1935). Кавалер ордена Красного Знамени № 1 (1918) и ордена Красной Звезды № 1 (1930). В 1938 был арестован в ходе массовых репрессий в РККА и 9 ноября 1938 умер от побоев на следствии в Лефортовской тюрьме. После смерти Сталина был реабилитирован.  Прадеда Блюхера, крепостного, отданного в солдаты и вернувшегося с Крымской войны со многими наградами, помещик назвал Блюхером по фамилии знаменитого прусского фельдмаршала времён наполеоновских войн. Кличка со временем превратилась в фамилию. Василий Блюхер родился в деревне Барщинка, Рыбинский уезд, Ярославская губерния, в крестьянской семье. Отец — Константин Павлович Блюхер. Мать — Анна Васильевна Медведева. Василий был первым ребёнком в семье. Всего в семье было четверо детей. В 1904 году, после года учёбы в церковно-приходской школе, отец увёз Блюхера на заработки в Петербург. Блюхер работал «мальчиком» в магазине, чернорабочим на Франко-Русском машиностроительном заводе, откуда был уволен за участие в рабочих митингах. В поисках заработка приехал в Москву. В 1909 году поступил слесарем на Мытищинский вагоностроительный завод под Москвой. В 1910 году за призыв к забастовке был арестован и приговорён к тюремному заключению. В 1913—1914 годах работал в мастерских Московско-Казанской железной дороги. С началом Первой мировой войны был отправлен на фронт рядовым. Служил рядовым в 8-й армии, которой командовал генерал А. А. Брусилов. За боевые отличия награждён двумя Георгиевскими крестами и медалью, произведен в младшие унтер-офицеры. В январе 1915 года был тяжело ранен под Тернополем. После 13 месяцев, проведённых в госпитале, был освобождён от военной службы. Поступил на Сормовский судостроительный завод (Нижний Новгород), затем переехал в Казань и стал работать на механическом заводе. Вступил в партию большевиков. В мае 1917 года Блюхер познакомился с В. В. Куйбышевым, который отправил его в 102-й запасной полк для агитации, где он был избран в полковой комитет и городской Совет солдатских депутатов. К началу Октябрьской революции Блюхер являлся членом Самарского Военно-Революционного Комитета. Блюхер был активным участником гражданской войны, в 1918 году во главе отряда направлен на Южный Урал для борьбы с частями генерала А. И. Дутова. Отряд Блюхера разбил Дутова и взял Оренбург. Летом 1918 рабочие отряды Южного Урала, действовавшие в районе Оренбург—Уфа—Челябинск, оказались в результате мятежа Чехословацкого корпуса и оренбургских казаков отрезанными от районов снабжения и регулярных частей Красной Армии и перешли к партизанским действиям. К середине июля партизанские отряды (Уральский В. К. Блюхера, Верхнеуральский Н. Д. Каширина, Троицкий Н. Д. Томина и др.), теснимые белоказачьей армией атамана А. И. Дутова, отступили в Белорецк. Здесь на совещании командиров 16 июля было принято решение объединить силы в сводный Уральский отряд и пробиваться через Верхнеуральск, Миасс, Екатеринбург навстречу войскам Восточного фронта. Командующим был избран Каширин, его заместителем — Блюхер. Выступив в поход 18 июля, отряд за 8 дней с ожесточёнными боями дошёл до района Верхнеуральск — Юрюзань, но из-за недостатка сил (4700 штыков, 1400 сабель, 13 орудий) был вынужден вернуться в исходный район. 2 августа раненого Каширина сменил Блюхер, который реорганизовал отряды в полки, батальоны и роты и предложил новый план похода: через Петровский, Богоявленский и Архангельский заводы на Красноуфимск, чтобы можно было опереться на рабочих, получить пополнения и продовольствие. Начав поход 5 августа, отряд к 13 августа с боями преодолел Уральский хребет в районе Богоявленска (ныне Красноусольск), присоединил Богоявленский партизанский отряд М. В. Калмыкова (2 тыс. чел.), а затем Архангельский отряд В. Л. Дамберга (1300 чел.) и другие силы. Отряд вырос в армию, имевшую в своём составе 6 стрелковых, 2 кавалерийских полка, артиллерийский дивизион и др. подразделения (всего 10,5 тыс. штыков и сабель, 18 орудий), с железной воинской дисциплиной. 20 августа армия разбила в районе Зимино белогвардейские части. 27 августа форсировала с боями р. Симу, заняла станцию Иглино (12 км восточнее Уфы) и, разрушив участок ж. д. Уфа — Челябинск, на 5 дней прервала сообщение белых с Сибирью. К 10 сентября, нанеся новые поражения врагу (на р. Уфе, у с. Красный Яр и др.), армия вышла в район Аскино, у с. Тюйно-Озёрская прорвала кольцо окружения и 12-14 сентября соединилась с передовыми частями 3-й армии Вост. фронта. В течение 54 дней армия Блюхера прошла свыше 1500 км по горам, лесам и болотам, провела более 20 боев, разгромила 7 вражеских полков. Дезорганизовав тыл белогвардейцев и интервентов, она содействовала наступлению войск Восточного фронта осенью 1918 года. За успешное руководство героическим походом Блюхер первым среди советских военачальников был награждён орденом Красного Знамени № 1. В 1918 году Блюхер командовал 30-й стрелковой дивизией в Сибири и дрался против войск А. В. Колчака. Проявил себя как мыслящий и талантливый полководец, особо отличившись в боях за Каховский плацдарм и в Перекопско-Чонгарской операции. В 1921 году назначен военным министром и Главкомом Народно-революционной армии Дальневосточной республики, провел её реорганизацию, укрепил дисциплину и одержал победу, взяв Волочаевский укрепленный район. Был награждён ещё четырьмя орденами Красного знамени. В 1922—1924 — комендант и военный комиссар Петроградского укрепрайона. Был назначен комендантом, как один из наиболее преданных делу революции (ещё свежа была память о Кронштадском восстании, хотя сам Блюхер в подавлении восстания не участвовал). В 1924—1927 годах Блюхер был главным военным советником Чан Кайши в Китае, участвовал в планировке Северного похода (пользовался псевдонимом «Зой Галин» в честь дочери Зои и жены Галины). Среди прочих под командованием Блюхера состоял молодой Линь Бяо (будущий министр обороны Китая). В 1927—1929 годах служил помощником командующего Украинским военным округом. В 1929 году был назначен командующим Особой Дальневосточной армией. Нанес сокрушительное поражение белокитайским войскам во время конфликта на КВЖД. За победу на КВЖД в мае 1930 года награждён орденом Красной Звезды за № 1. В 1931 году награждён орденом Ленина за № 48. В июле 1938 во время боевых действий у озера Хасан возглавлял Дальневосточный фронт. В результате допущенных ошибок советские войска понесли большие потери и смогли добиться успеха лишь к 10 августа. Главный военный совет (К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, В. М. Молотов, И. В. Сталин и другие) отметил, что у озера Хасан выявились «огромные недостатки в состоянии Дальневосточного фронта». Блюхера среди прочего обвинили в том, что он«не сумел или не захотел по-настоящему реализовать очищение фронта от врагов народа». Сталин включил Блюхера в состав Специального судебного присутствия, осудившего на смерть группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского» (июнь 1937). В течение года в ходе последовавших за этим делом репрессий в РККА было арестовано всё окружение Блюхера на Дальнем Востоке. В начале 1938 г. Блюхер поставил перед Сталиным вопрос о доверии к себе. Сталин заверил Блюхера, что полностью доверяет ему. Блюхер был награждён вторым орденом Ленина. Но 22 октября 1938 года арестовали и самого Блюхера. В тюрьме к нему применялись пытки и избиения.. 9 ноября 1938, находясь под следствием, В. К. Блюхер умер в Лефортовской тюрьме. По заключению судмедэкспертизы, смерть маршала наступила от закупорки лёгочной артерии тромбом, образовавшимся в венах таза. 10 марта 1939 уже посмертно задним числом лишён звания маршала и приговорён к смертной казни за «шпионаж в пользу Японии», «участие в антисоветской организации правых и в военном заговоре». Реабилитирован после XX съезда КПСС в 1956 году. Тогда же реабилитированы и оставшиеся в живых члены его семьи. Одна из улиц Ярославля носит имя Блюхера.
    Федор Толбухин - выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза (посмертно), Народный Герой Югославии, Герой народной Республики Болгарии (посмертно), кавалер ордена «Победа». Родился 16 июня 1894 года в деревне Андроники Ярославской губернии (ныне Ярославский район Ярославской области) в крестьянской семье. С началом Первой мировой войны призван в армию, служил солдатом-мотоциклистом, затем направлен на учёбу в школу прапорщиков. В 1915 году — направлен на фронт. Командовал ротой, батальоном на Юго-Западном фронте и за боевые отличия был награжден орденами Святой Анны и Святого Станислава. После Февральской революции был избран председателем полкового комитета. Закончил войну в чине штабс-капитана, в 1918 году был демобилизован. Вскоре вступил в РККА. С августа 1918 года — военрук военного комиссариата. В 1919 окончил школу штабной службы и участвовал в гражданской войне, будучи младшим помощником начальника штаба стрелковой дивизии по оперативной работе на Северном и Западном фронтах. В 1921 участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, а затем в военных действиях против белофиннов в Карелии. Окончил курсы усовершенствования высшего комсостава в 1927 и в 1930, в 1934 — Военную академию имени Фрунзе. Занимал должности начальника штаба стрелковой дивизии, с июня 1934 года — начальника штаба стрелкового корпуса. С сентября 1937 года — командир стрелковой дивизии на Украине. В июле 1938— августе 1941 годов Ф. И. Толбухин — начальник штаба Закавказского военного округа. В июне 1940, с введением генеральских званий в РККА, ему было присвоено воинское звание генерал-майор. Накануне и с началом войны он проделал большую организаторскую работу по отмобилизованию, формированию соединений и частей, их отправке на фронт. В связи с преобразованием округа Толбухин становится начальником штаба Закавказского (Кавказского) фронта. Войска под командованием генерала Д.Т. Козлова во взаимодействии с Черноморским флотом (командующий вице-адмирал Ф.С. Октябрьский), Азовской флотилией (командующий контр-адмирал С.Г. Горшков) с 25 декабря 1941 г. по 2 января 1942 г. провели крупнейшую десантную операцию с целью овладения Керченским полуостровом и создания условий для освобождения Крыма. Толбухин внес большой вклад в планирование, организацию, обеспечение этой сложнейшей операции, осуществление взаимодействия с силами флота, авиацией и управление войсками в ходе операции. К исходу 2 января 1942 г. войска Кавказского фронта очистили от врага Керченский полуостров. Это позволило отвлечь часть сил противника от Севастополя, предотвратить вторжение немецко-фашистских войск на Кавказ через Таманский полуостров, овладеть важным оперативным плацдармом в Крыму, на котором в конце января 1942 г. были развернуты войска Крымского фронта. В связи с резким обострением стратегической обстановки на южном направлении летом 1942 г. был создан Сталинградский фронт, а Толбухин назначен командующим 57-й армией, оборонявшей южные подступы к Сталинграду. Во главе этой армии ему удалось довольно успешно выполнить поставленные задачи. Толбухин осуществил умелое оперативное построение войск с учетом прежде всего противотанковой устойчивости. Учитывая, что немецкие танковые соединения, встретив сильное сопротивление, обычно не продолжали атак и быстро совершали маневр для удара на других направлениях, командующий, несмотря на острый недостаток сил и средств, стремился иметь в глубине сильные резервы, оснащенные противотанковыми средствами с тем, чтобы быстро ликвидировать прорывы противника. В результате замыслы противника овладеть Сталинградом ударом с юга были сорваны и армия удержала основные оборонительные рубежи. В ходе тяжелейших оборонительных сражений Толбухин стремился сберечь силы и настойчиво готовил их к наступлению. С началом общего контрнаступления под Сталинградом его армия успешно выполнила задачи по окружению, расчленению и уничтожению группировки противника. Толбухин всегда очень строго и критически оценивал как свои решения, так и действия подчиненных войск. С учетом успехов и ошибок он постоянно анализировал приобретенный опыт и настойчиво совершенствовал свое полководческое искусство и боевое мастерство подчиненных командиров. В марте 1943 г. он назначается командующим фронтом и до конца войны командует фронтами: Южным, 4-м и 3-м Украинскими. Его войска освобождали Донбасс, южные районы Украины, Крым, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию и Австрию. В январе-феврале 1944 г. его войска во взаимодействии с 3-м Украинским фронтом провели Никопольско - Криворожскую наступательную операцию, ликвидировав опасный плацдарм противника на восточном берегу Днепра - 120 км по фронту и 25 км по глубине и освободив Никополь. После этого решением Ставки 4-й Украинский фронт переключается на Крымское направление. Освобождение Крыма, начавшееся 8 апреля 1944 г., было одной из выдающихся операций, проведенных под руководством Толбухина. Несмотря на ограниченное время, она была тщательно подготовлена. Наиболее яркой страницей полководческой деятельности Толбухина была Ясско-Кишиневская наступательная операция, проведенная во взаимодействии с войсками 2-го Украинского фронта и Дунайской военной флотилией.    По плану, разработанному Генштабом, предполагалось нанесение войсками 3-го Украинского фронта главного удара на Кишиневском направлении. Но командующий фронтом, исходя из того, что противник ждет удара именно на этом направлении, решил нанести неожиданный удар с крайне неудобного для действий войск Кицканского плацдарма на Днестре. Решение было одобрено Ставкой. Расчет полководца полностью оправдался. Командующий группой армий «Южная Украина» генерал-полковник Фриснер, будучи убежденным, что главный удар будет нанесен на Кишиневском направлении, держал здесь свои основные резервы даже и после начала наступления. И это не случайно, ибо решением Толбухина на Кишиневском направлении было весьма убедительно организовано ложное сосредоточение войск. За время войны это была наиболее масштабная оперативная маскировка, вошедшая в историю военного искусства. Имитировалось сосредоточение стрелкового и механизированного корпусов и артиллерийской дивизии, для чего были выделены значительные силы. Часть резервных войск реально выводилась в ложный район сосредоточения и затем скрытно уводилась. Районы имитации реально прикрывались истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Было выставлено большое количество макетов боевой техники. Проводилось много других мероприятий с целью скрытия истинных намерений и имитации ложных. Во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом была окружена и уничтожена крупная группировка германских и румынских войск. Высокоманевренные действия 46-й армии позволили стремительно войти в Бухарест и помочь патриотическим силам, восставшим против Германии. Были созданы условия для полного изгнания гитлеровцев с Балкан. Ф.И. Толбухину было присвоено маршальское звание. Теперь ему предстояло организовать освободительный поход в Болгарию для изгнания из страны остатков гитлеровских войск. Надо было решать очень сложные военно-политические, дипломатические и оперативно-стратегические задачи, и Федор Иванович показал недюжинные способности. Операция по освобождению Болгарии была осуществлена без пролития крови. Эффективно и стремительно была проведена и Белградская операция, в которой Толбухину пришлось управлять коалиционной группировкой с участием югославских и болгарских войск. На заключительном этапе войны для Федора Ивановича наиболее трудной была Будапештская операция. Гитлер был преисполнен решимости удержать город. Особое значение он придавал нефтяному району Надьканиже, подчеркивая, что «можно скорее пойти на сдачу Берлина, чем на потерю венгерской нефти и Австрии». На Будапештское направление были брошены крупные резервы, организовано контрнаступление. Войска 3-го Украинского фронта, перейдя к обороне, отразили три мощных деблокирующих удара. Умело и своевременно осуществлялся маневр войсками и противотанковыми средствами, что позволяло создавать на важнейших участках плотность до 160-170 орудий на один километр фронта. Примечательно, что в ходе ожесточенных оборонительных сражений Толбухин сумел сохранить необходимые силы и средства для перехода в наступление и проведения Венской операции. Как отмечал A.М. Василевский: «В годы войны особенно ярко проявились такие качества Толбухина, как безупречное выполнение служебного долга, личное мужество, полководческий талант, душевное отношение к подчиненным». По многим человеческим качествам, особенно по степенности, солидности, необычайной скромности и доброте, близости к солдатским массам, он напоминал великого русского полководца М.И. Кутузова. Успеху полководческой деятельности Толбухина способствовало сочетание службы на штабных и командных должностях. Работа в штабах приучила его к трудолюбию, вдумчивости, конкретности, аккуратности, дотошности, умению трудиться, глубоко вникать и доходить до мельчайших деталей планирования, подготовки операций и управления войсками. А по способности не только опираться на штаб, начальников родов войск, но и создать естественную атмосферу взаимного доверия, творческого сотрудничества, совместной ответственности за судьбу операции, возможность каждому офицеру и коллективу в целом проявить инициативу и раскрыть себя - он может быть сравним только с К.К. Рокоссовским. Маршал Ф.И. Толбухин всю жизнь самоотверженно служил своему народу и навсегда останется в его памяти выдающимся полководцем. После войны маршал Ф. И. Толбухин — главнокомандующий Южной группой войск на территории Румынии и Болгарии. С января 1947 года — командующий войсками Закавказского военного округа. Депутат Верховного Совета СССР II созыва (1946—1949). Толбухин умер 17 октября 1949 года в Москве. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади.
      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года выдающемуся полководцу Маршалу Советского Союза Толбухину Фёдору Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В честь Федора Ивановича в Ярославле названы проспект и автодорожный мост, а в 1972 году установлен памятник.
     Александр Петров – выдающийся российский художник-мультипликатор. Этого уникального человека, несомненно, можно назвать живой легендой Ярославля. Аниматор Александр Петров заслужил широкое признание не только в России, но и за рубежом. Александр Константинович Петров родился 17 июля 1957 г. в селе Пречистое Ярославской области. В1976 г. Окончил Ярославское художественное училище, а в 1982 г. – художественный факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Ивана Иванова-Вано. В 1987-1988 гг. Петров учился на высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве. Его наставником был Федор Хитрук, а в числе учителей – Юрий Норштейн и Эдуард Назаров. Замечательные мультфильмы Петрова, каждый из которых можно назвать шедевром российской анимации, знамениты на весь мир. «Русалка», «Старик и море», «Корова», «Сон смешного человека», «Моя любовь» отмечены многочисленными премиями международных и российских фестивалей. Так, в 1986 г. за картину «Ночь»  художник получил почетную награду – Серебряную пластину на Международном кинофестивале в Чикаго. В 1999 г. – «Оскар» за лучший анимационный фильм «Старик и море», в 2006 г. на международном кинофестивале в Хиросиме Петрову вручена «Ника» за мультфильм «Моя любовь», созданный по роману Ивана Шмелева «История любовная». А в 2007 г. к множеству наград нашего прославленного земляка прибавилась еще одна. Он стал лауреатом российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф-2007».  С 19 апреля 2008 года Александр петров является академиком академии художеств. Он единственный академик - мультипликатор. Один из главных секретов творчества художника прост: он очень трудолюбивый человек и над каждой картиной работает обстоятельно и кропотливо. Прежде чем рисовать героев красками ищет реальных людей, которые могли бы стать прототипами его героев, делает сотни фотографий, а некоторые сцены из будущих мультфильмов разыгрывает с актерами и снимает на видео. К примеру, над картиной «Моя любовь» Петров работал три года, создал сотни натуральных набросков, сделанных тушью, пастелью и карандашом. Фильм длится 26 минут, но на одну секунду экранного времени приходится примерно по 12 рисунков. Получается, что в картине 18720 авторских произведений! Причем большинство рисунков сделано руками, а точнее – кончиками пальцев, что придало живописи особую динамику, изящность и свежесть. Характерной особенностью творчества мультипликатора является техника «ожившей живописи». Техника, в которой рисует свои фильмы Александр Петров, невероятно сложна и называется «пальцевая живопись» — то есть работает не с прозрачным пластиком, а на стекле. Выдавив краску, Александр рисует пальцами, лишь в исключительных случаях использует кисточки. Следующее мгновение кинокартины рождается путём внесения поправок в предыдущий эпизод. При такой манере к окончанию съемок у художника не остается практически ничего, кроме стекла с последним фрагментом фильма, все плоды трудов — только на пленке. В своих фильмах Петров часто использует ротоскопирование и трёхмерное моделирование сцен («движущаяся камера», приём, перенесённый из кинематографа). В свободное от съемок время Петров иллюстрирует книги, например, «Старика Хоттабыча» Л. Лагина. Мультипликация Александра Петрова – это, можно сказать, ювелирная работа, которую по праву считают неподражаемой, приравнивая ее к высокому искусству. Это знают и ученики Александра Константиновича, которые занимаются в Центре анимационного творчества детей и юношества «Перспектива» в Ярославле. В студии под покровительством петрова растут настоящие таланты, которым предстоит продолжить дело мастера и еще не раз удивить мир.
    2. «Ярославская майолики»   Майолика — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
   Мастерская майолики Павловой и Шепелева предлагает экскурсию на «Ярославская майолика» - единственную в стране фирму, специализирующаяся на выпуске высокохудожественных изделий из керамики в стиле традиционных русских ремесел, называемых майоликой. Хотя зародилась майолика в XVI веке в Испании, на острове Майорка (откуда и пошло название ремесла), как ни странно, прославили майолику российские мастера. Сейчас Ярославль - единственный сохранившийся центр этого народного искусства, пользующийся всемирной известностью. Один из секретов ярославской майолики - характерная огненно-красная глина, из которой под рукой мастеров рождаются ангелочки и скоморохи, петухи и кошки, богатыри, гусары и прочие сказочные и реальные персонажи. Вам представится уникальная возможность не только увидеть богатую экспозицию майолики, но и познакомится с опытными мастерами, художниками, а так же приобрести колоритный сувенир, который станет добрым напоминаем о пребывании на ярославской земле.
   3. «Ярославль-столица русского купечества» .   До XVI века Ярославль мало выделялся на экономической карте страны. Оживление города связано с открытием торгового пути в Европу через только что отстроенный порт Архангельск (1584). После захвата Россией Казанского и Астраханского ханств (1552, 1556) расцвел и волжский торговый путь (прежде Волга была рекой войны, а не торговли). Агенты «Лондонской московской компании» избрали Ярославль в качестве основной складской базы для своих экспедиций на восток. По договоренности с властями, они вели дела через Ярославль, даже не заезжая в Москву. Способствовало торговому росту Ярославля и то, что Иван Грозный, разорив Великий Новгород (1569), переселил, в том числе в Ярославль, множество купеческих фамилий. Практически все ярославские торговые люди, которые потом прославили свою новую родину, имели корни в Новгороде. Но внешне город оставался еще провинциальным.
   Смута начала XVII века нанесла большой ущерб торговле, поэтому местное купечество взяло четкий курс на поддержку национальной власти в Москве. В 1612 году Ярославль стал на полгода базой для 25-тысячного войска Минина и Пожарского. Некоторые историки считают даже, что на этот период Ярославль фактически стал столицей страны. Купцы Строгановы сами дали денег и собирали их с желающих купцов. Уже в 1613 году победивший Михаил Романов в оплату поддержки выдал ярославским купцам, пожертвовавшим особенно большие суммы на ополчение, грамоты о привилегиях. Этим ярославское купечество вошло в торговую элиту страны – наверное, нигде больше не было такого числа купцов «первой гильдии» (по более поздней терминологии), нежели тут.
    В 1630 году в городе уже насчитывалось 29 постоянных представительств только европейских торговых домов. Для обеспечения потребностей торговли в Ярославле поставили судостроительную верфь, которая делала суда, вполне пригодные для плавания как по Волге, так и по Каспию. Всё это привело к резкому росту городской жизни – ширился посад, вокруг города кольцом встали многочисленные слободы. Бурное строительство храмов – город преобразился за считанные десятилетия – отражает избыточность купеческих капиталов.
    Со строительством Санкт-Петербурга Архангельск потерял торговое значение, истощился и путь, который кормил Ярославль в XVII веке. В начале XVIII столетия город переживает довольно жесткую экономическую депрессию. Но это лишь побудило купцов, скопивших к тому времени колоссальные финансы, вкладывать их в промышленность. Так что застой преодолели быстро. К 1770 году в городе и окрестностях работало уже 180 фабрик, тогда как столетием раньше их не было вообще.
   Большинство ярославских купцов и промышленников вспоминаются нами сегодня как известные благотворители и подвижники.
   В первые годы 19 века братья Степан, Павел и Иван Матвеевские переехали в Ярославль и вступили в первую купеческую гильдию, торговали виноградными винами российского и импортного производства. Наибольших успехов в предпринимательстве добился Иван Петрович Матвеевский, создавший крупную торговую фирму. В 1854-1856 годах он избирался ярославским городским головой. До сегодняшнего дня сохранилась усадьба купцов Матвеевских (пл. Челлюскинцев, 16). Эта постройка стала одним из примечательных памятников провинциальной городской усадьбы в стиле строгого классицизма. В 1805-1807 гг. в доме Матвеевских размещалось Демидовское высших наук училище. Устав этого учебного заведения уже был утвержден Александром Первым, но здания еще не было, и купцов Матвеевских попросили, говоря современным языком, сдать помещение в аренду. В 1812 году в усадьбе Матвеевских нашла приют семья московского генерал-губернатора графа Ф.В.Растопчина, бежавшая от наполеоновского нашествия. В 1863 году квартиру в усадьбе снимал ярославский губернатор. В начале ХХ века в ней селились отставные военные, дворяне, чиновники, торговцы.
   С 1910-1913 годов одну из квартир здесь занимала семья инженера Орлова, командированного на три года в Ярославль на строительство железнодорожного моста через Волгу. Здесь провела свои детские годы в будущем известная актриса Любовь Орлова.
    Купец и предприниматель, городской голова Иван Александрович Вахромеев остался в истории города как одна из самых ярких фигур конца XIX - начала ХХ века. Его стараниями в Ярославле появился трамвай, на его средства реставрировались храмы, издавались ученые труды и древние рукописи. Он собрал огромную библиотеку по самым разным отраслям знаний, состав которой удивляет до сих пор разнообразием его интересов. В Ярославле сохранилось несколько усадебных комплексов, некогда принадлежавших этой династии. Большой трехэтажный дом с декором в стиле барокко второй половины XVIII века находиться на Советской пл., 10. Усадьба Вахрамеева наул. Ушинского, 16 состоит из 3-х зданий,а усадьба наул. Собинова, 43, яркий образец романтического направления модерна, является одной из лучших построек Ярославля в этом стиле.   
    Купец-меценат Н.М. Градусов, имевший целый комплекс домовладений за Которослью – доходные дома, магазины, гостиница и трактир с винным погребом, являлся приемышем богатого дядюшки Михаила Андреевич Градусов, унаследовав все состояние дяди, женился на купеческой дочке и вступил в ряды торговой элиты Ярославля. Обладая отзывчивым сердцем, Николай Михайлович построил за свой счет каменное здание для детского приюта. Очаровательный, словно сказочный терем, украшенный замысловатым каменным узором и фигурными наличниками дом появился на Большой Федоровской,27 в 1903 году. Построенное Градусовым здание несколько десятилетий верно служило ярославским школьникам, а после Великой Отечественной войны в нем разместилось Художественное училище.
   И это еще далеко не все представители купечества, внесшие значительный вклад в развитие Ярославской губернии.
4. «Ярославль-родина первого русского театра» Первый русский драматический театр им. Ф. Волкова. В 1750 году, в Ярославле, купеческий сын Федор Волков основал общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Труппа, собранная Волковым,была пестра по социальному составу. Люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, «из церковников», посадские люди, ремесленники, выходцы из Малороссии. Однажды сенатский экзекутор Игнатьев, приехавший в Ярославль по делам, застает регулярно действующий публичный театр, чем он был немало поражен. По всей вероятности, на графа произвел впечатление уровень не только актерской игры, превышавший любительский, но и всего театрального дела в Ярославле. Он докладывает о «таком невиданном доселе нигде» феномене в Петербург. Отзыв высокопоставленного сенатского чиновника возбудил интерес в столице.Настоящий творческий и финансовый лидер — Федор Волков, обладающий многосторонними дарованиями. Постоянный состав труппы. Все это и послужило причиной вызова ярославцев в столицу по именному указу императрицы Елизаветы Петровны. Императрица повелела обучать ярославцев в Придворном Шляхетном кадетском корпусе — привилегированном высшем учебном заведении того времени. Из 11 актеров волковской труппы к обучению определили четверых.
     Музей театра был создан в 1930-е годы. Первые экспонаты были связаны с созданием спектаклей: фотографии, макеты, эскизы, программы и афиши, негативы фотографий, благо, фотомастерская находилась в здании театра. Создавался музей по инициативе художника театра — А. Ипполитова и директора П. Нечаева. Располагался музей в зрительском фойе второго этажа. В 1937 году произошла реорганизация в Ярославской художественной галереи, из нее в театральный музей был передан весь фонд, связанный с историей театра. Так в музее театра появились самые ранние экспонаты: театральные афиши и программы с середины XIX века до 1907 года, а также некоторые материалы, связанные с празднованием 150-летия со дня образования русского театра в 1900 году и два макета памятников. Ф. Волкову, победившие на конкурсе 1911 года, но не воплощенные в жизнь. Современная коллекция музея насчитывает около 15 тысяч экспонатов. Самый большой фонд составляет собрание театральных афиш и программ Волковского театра, а также гастролеров, выступавших на ярославской сцене с 1847 года по сегодняшний день. С1930-х годов начал формироваться фонд фотографий и негативов. Самые ранние фотографии относятся к 1890-м годам. Большую ценность представляет коллекция стеклянных фотонегативов 1930–1950-х годов. Эскизы декораций и костюмов стали оседать в музее с 1930-х годов. К сожалению, в музее представлены эскизы далеко не всех спектаклей и не всех художников, работавших в театре. Очень большая коллекция принадлежит заслуженному деятелю искусств России А. Ипполитову, проработавшему в театре тридцать с лишним лет, заслуженному художнику России А. Левитану, лауреату Государственной премии СССР, заслуженному деятелю России Н. Медовщикову. Макетов спектаклей сохранилось еще меньше, чем эскизов. Самые ценные из них относятся к 1930–1950 годам, когда в театре еще существовала профессия макетчика, который вместе с художниками готовил выставочный вариант макета. В музее, как правило, чаще всего оседали рабочие варианты макетов. В фондах музея хранится небольшая коллекция пьес с середины XIX века до 1930х годов. Здесь и рукописи, некоторые из них происходят из библиотеки ярославского антрепренера В.Смирнова, который держал театр в 1855–1880 годы. Но большая часть пьес относится к 1920-30 годам, в основном это советские агитки. Существует еще один раздел хранения, характерный только для театральных музеев — это папки, в которые входят все материалы, имеющие отношение к конкретному спектаклю: афиши, программы, фото, рецензии, приказы на вводы актеров и т.д. Этот фонд начал формироваться лишь с образованием музея. Более ранний период — с 1917 года остается малоизвестной страницей в нашей истории. С конца 1990-х годов начинает складываться видеотека по спектаклям, а с 2000 года появился еще один из разделов хранения — материалы по Волковскому театральному фестивалю, который проходит каждую осень. Отдельная страница работы музея — это выставочная деятельность. Во время длительной реконструкции театра все выставки были убраны. И только в феврале 2009 года перед премьерой спектакля по пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», была открыта небольшая выставка в фойе второго этажа. Она посвящена 90-летию замечательного поэта и драматурга — А.М. Володина. В планах музея именно на регулярных выставках показывать зрителям все богатства театральных запасников.
 
Библиотека вики-страниц: TouristSymbolsOfTheCityOfYaroslavl