Сайт запущен в режиме опытной эксплуатации, о замеченных ошибках просьба писать на адрес feedback@city-yar.ru. Прошлая версия доступна по адресу old.city-yaroslavl.ru

Инновации

О поддержке инновационного предпринимательства в городе Ярославле

В области развития предпринимательства, в том числе инновационного, руководящим нормативным правовым актом служит Федеральный закон «О науке и Государственной научно-технической политике», который регулирует отношения между субъектами научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научно-технической продукции, в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности. Также в своей работе мы руководствуемся Программой развития и поддержки инновационной деятельности в Ярославской области на 2012 — 2014 годы, которая была утверждена постановлением Правительства области 24 июня 2011 года.
В городе выработан определенный комплекс мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в научно-технической и инновационной сферах.

Система информационной и консультационной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса

Современное общество является по своей сути информационным. Это открывает для бизнеса новые возможности и порождает соответствующие проблемы. Можно утверждать, что оптимальное обеспечение предприятий информационными ресурсами является в настоящее время основой для успешного развития бизнеса и повышения его эффективности. Особенно актуально вышесказанное для малых инновационных предприятий, так как они наиболее остро ощущают проблемы формирования благоприятной конкурентной среды и поиска экономичных способов продвижения своей продукции на рынке товаров и услуг.
Сегодня решение проблемы информированности предпринимателей, занятых в научно-технической и инновационной сферах, стоит очень остро, необходимо повышение информированности и компетентности предпринимателей, поскольку от этого зависит успешное развитие инновационного бизнеса в городе. Несмотря на нашу активную деятельность по предоставлению правовой, деловой информации, оказанию консультационных услуг, предприниматели по ряду причин всё же остаются в поле информационного голода. Возможности сетей деловой информации используются явно недостаточно. Почти не привлекаются к освещению важных мероприятий СМИ. Но, к сожалению, и последние не изъявляют желания их анонсировать, считая их не интересными для населения. В результате мы можем говорить, что информированность жителей города о деятельности предпринимательства, в том числе и инновационной сфере, в городе остаётся недостаточной.

Организационная работа

Практической задачей работы в этом направлении является поддержка как организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере, так и взаимодействие с другими организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города с целью формирования благоприятной среды и практических механизмов для развития инновационной деятельности в городе. Формы этой поддержки и взаимодействие — самые разные.
Так, мы оказываем финансовое содействие торгово-промышленной палате в проведении семинаров и курсов по подготовке инновационных менеджеров. В гарантийное агентство «Ярославия» и Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства направляем начинающих и действующих предпринимателей, нуждающихся в финансовых средствах для реализации своих бизнес-планов. Рекомендуем начинающим предпринимателям с целью получения первых практических навыков ведения предпринимательской деятельности на льготной основе размещаться на площадке «Бизнес-инкубатора». С инновационным парком «Синергия» запланирована совместная работа по его развитию как инновационного: парк увеличивает на своих площадях число малых инновационных предприятий, городской бюджет — льготирует им ставку арендной платы. Мы очень заинтересованы в тесном сотрудничестве с «Инновационно-технологическим центром» по продвижению в бизнес-среду наиболее перспективных инновационных проектов студентов и аспирантов ВУЗов города и готовы к выработке совместного плана действий.
Также одним из видов организационной работы, служащей для связи инновационного предпринимателя и инвестора служит городской реестр малых инновационных предприятий и инновационных разработок. В реестр инновационных разработок сейчас включено 67 инновационных разработок, часть которых успешно внедрены в производство (разработки субъектов предпринимательской деятельности, студентов и научных сотрудников вузов города). В реестр инновационных предприятий входит 54 субъекта предпринимательской деятельности, с каждым из которых налажен контакт и ведется соответствующая работа.
На сегодняшний день существуют и проблемы в этой работе. Пока, на наш взгляд, недостаточно налажено взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства между собой как в плане обмена предпринимательскими идеями, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия. Именно этим можно объяснить, к примеру, тот факт, что площадки ГУП Ярославской области «Бизнес-инкубатор» и инновационного парка «Синергия» с очень малой долей занимают инновационные предприятия. Конечно, положительные примеры в этом направлении есть. Но хотелось бы, чтобы фактов подобного взаимодействия было бы значительно больше.

Финансовая поддержка

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занятого в научно-технической и инновационной сфере была начата в 2009 году в рамках городской долгосрочной целевой Программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства на 2009 — 2011 годы. Тогда на эти цели в рамках 2 субсидий (возмещение части затрат, связанных с предоставлением в аренду площадей по льготной ставке субъектам инновационного предпринимательства, возмещение части затрат, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации) было выделено более 15 млн. рублей, из них только на создание межрегионального инновационно-технологического центра «Высокие технологии для решения кризисных социально-экономических проблем» почти 12 000 000 рублей из бюджета города.
В Программе на 2012-2014 годы к этим субсидиям добавили еще 2:
— на возмещение части фактически произведенных затрат на создание малой инновационной компании;
— на возмещение части фактически произведенных затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий.
Так что работа в этом направлении будет обязательно продолжена.
Все эти и другие действия со стороны государства показывают, что государство повернулось лицом к малому бизнесу, хотя нерешенных вопросов еще достаточно. Но с другой стороны, владельцы бизнеса должны и сами искать новые маркетинговые ходы, снижать стоимость товаров и услуг, повышать их качество за счет внедрения современных технологий, открывать новые направления.
И здесь важнейшее значение, хочется еще раз это подчеркнуть, имеет подготовка кадров для малого и среднего бизнеса, вовлечение молодежи в предпринимательство, и особенно взаимодействие системы образования с потребностями бизнеса. Что нужно и можно сделать, чтобы это взаимодействие расширялось? Об этом фрагментарно, поскольку эта тема будет достаточно полно и компетентно освещена рядом выступающих.
1. Далеко не каждый может стать предпринимателем. И многие из необходимых для успешного бизнеса личностных качеств невозможно развить: они или есть или их нет. Но многие все же хотят научиться правильно вести бизнес. Поэтому существующую систему тренингов для предпринимателей со стажем следует дополнить курсом «Психология предпринимательства» на всех специальностях высшего среднего профессионального образования.
2. Необходимо на более высокий уровень поднимать дополнительное профессиональное, практико-ориентированное образование.
3. Расширять инновационный подход к процессу образования, создавая бизнес-школы нового формата, школы предпринимательства, активнее создавать малые инновационные предприятия при ВУЗах.
Нужна популяризация профессии предпринимателя. Предпринимательство должно быть уважаемым делом. Об успехах предпринимателей должны говорить в СМИ.


Наверх