Сайт запущен в режиме опытной эксплуатации, о замеченных ошибках просьба писать на адрес feedback@city-yar.ru. Прошлая версия доступна по адресу old.city-yaroslavl.ru

Создание инновационного предприятия

Создание предприятия, занимающегося инновационной деятельностью, проходит, как правило, в несколько этапов грели которых можно выделить следующие: возникновение идеи; подбор учредителей; создание предприятия, проводящего НИОКР; производство научно-технической продукции, товаров (работ, услуг); изучение и определение возможностей использования новой технологии, средств и предметов труда; изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие; подбор поставщиков и необходимых факторов производства; определение финансовых источников, для формирования уставного капитала (уставного фонда), необходимого для первоначального этапа функционирования предприятия; разработка учредительных документов для бизнес-плана; осуществление государственной регистрации предприятия.
Учредителями предприятия в зависимости от форм собственности могут быть:
— государственные органы или органы местного самоуправления — при создании (учреждении) государственного или муниципального предприятия;
— дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели — при создании хозяйственных товариществ и обществ;
— индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации — при создании хозяйственных товариществ и обществ; юридические лица (коммерческие организации) при формировании сложных объединений предприятий и организаций (концернов, холдинг-компаний, консорциумов и др.);
— хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия — при создании дочерних обществ и предприятий;
— иностранные граждане и юридические лица и российские граждане и юридические лица — при создании совместных предприятий (предприятия с иностранными инвестициями);
— добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной деятельности или ином участии и объединении имущественных паевых взносов — при учреждении производственных кооперативов;
— фонды — при создании хозяйственных обществ для осуществления предпринимательской деятельности.

Способы создания инновационного предприятия

Создание предприятия в инновационной сфере (в дальнейшем коммерческой организации) может быть осуществлено двумя способами: путем учреждения вновь и путем реорганизации существующей коммерческой организации. Между тем, говоря о порядке создания коммерческих организаций, обычно имеют в виду порядок создания коммерческих организаций путем учреждения, а то, что создание коммерческой организации возможно еще с помощью реорганизации, как-то упускается из виду. При этом понятие «порядок создания коммерческих организаций» употребляется в двух значениях.
В «узком» значении понятие «порядок создания коммерческих организаций» — это упорядоченная, определенная законом, последовательность действий учредителей коммерческой организации и компетентных регистрирующих органов по образованию коммерческой организации в их взаимосвязи. Здесь можно выделить ряд этапов, прямо указываемых или подразумеваемых Гражданским кодексом РФ и специальными законами об отдельных формах коммерческих организаций:
— заключение учредительного договора (для хозяйственных обществ и товариществ);
— разработка устава организации и подготовка учредительного собрания;
— внесение первоначальных вкладов в уставный капитал (для хозяйственных обществ, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения), а также взносов в паевой фонд (для производственных кооперативов);
— принятие учредителями решения о создании организации, проведение учредительного собрания;
— регистрация коммерческой организации.
В законе не содержится сведений о каких-либо иных действиях, которые следовало бы отнести к порядку создания, в соответствии с чем, расширенному толкованию данный перечень не подлежит. Именно в данном контексте понимается положение ч.2 п.1 ст.51 Гражданского кодекса РФ, которое гласит, что «нарушение установленного законом порядка образования юридического лица влечет отказ в государственной регистрации юридического лица».
Основным, кульминационным, и вместе с тем завершающим этапом здесь является государственная регистрация коммерческой организации. Действительно, в соответствии с п.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. С этого момента согласно п. 3 ст.49 ГК РФ возникает его правоспособность.
Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1482 содержит в абзаце 2 п.5 следующее определение государственной регистрации коммерческих организаций: «регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию».
Само понятие «порядок создания коммерческой организации» часто путается с понятием «порядок государственной регистрации коммерческой организации» Между тем, очевидно, что последнее понятие по своему содержанию уже первого, хотя бы в силу положения ч.2 п.2 ст. 52 ГК РФ, которая определяет, что учредители сами (в учредительном договоре) определяют порядок совместной деятельности по созданию юридического лица, что по отношению к понятию «порядок государственной регистрации» звучало бы по крайней мере некорректно. Содержание понятия «порядок государственной регистрации коммерческой организации» полностью входит в объем понятия «порядок создания коммерческой организации», в силу чего отказ в государственной регистрации коммерческой организации по причине нарушения порядка ее регистрации также является правомерным.
Однако, идеальная модель, полностью укладывающаяся в рамки данного толкования понятия «порядок создания коммерческой организации», не соответствует сложившейся в действительности модели порядка создания юридического лица, в которой внесение записи является далеко не завершающим этапом в приобретении юридическим лицом дееспособности, а ведь лишь с ее приобретением можно по-настоящему говорить о завершении создания организации. Дело в том, что по действующему порядку регистрации организация, которой присвоен регистрационный номер, обязана осуществить в определенный срок еще целый ряд мероприятий, чтобы приобрести реальную дееспособность.
В широком значении «порядок создания коммерческой организации» — это вся совокупность действий, так или иначе связанных с созданием организации и приобретением ею полной право- и дееспособности.
Следует отметить, что данное толкование понятия «порядок создания коммерческой организации» вызвано несовершенством законодательной базы, и хочется верить, что с принятием закона о государственной регистрации юридических лиц несоответствия между толкованиями в «узком» и «широком» значениях будут устранены.
Между тем представляется целесообразным для большей наглядности дать детальное описание порядка создания организаций.
Подготовительная стадия:
— инициатива учредителей по созданию коммерческой организации;
— определение основных «искомых» сведений о создаваемой организации;
— разработка модели отношений между учредителями;
— установление порядка управления организацией;
— определение требуемой организационно-правовой формы;
— формулировка прав и обязанностей учредителей по созданию организации;
— заключение учредительного договора (для хозяйственных обществ и товариществ);
— разработка устава организации и подготовка учредительного собрания.
Организационная стадия, включающая следующие этапы:
— проведение учредительного собрания, на котором принимается решение о создании (учреждении) общества, об утверждении его устава и избрании органов управления, а в случае внесения неденежных вкладов — осуществляется их оценка;
— определение учреждения банка и внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества;
— подготовка всех документов для государственной регистрации общества.
Особо следует отметить, что в обоих определениях понятие «создание коммерческой организации» сужено до понятия «учреждение коммерческой организации». Между тем, как уже отмечалось выше, порядок создания коммерческих организации, должен включать и порядок их создания путем реорганизации существующей организации, однако это почему-то не очевидно даже для некоторых именитых ученых-правоведов.
Так в книге «Коммерческое право» указано: «Процесс создания коммерческих организаций распадается на две стадии — учреждение и государственная регистрация». Про создание путем реорганизации авторы, очевидно, забыли либо включил его в понятие «учреждение». Между тем ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об акционерных обществах» прямо разделяет эти понятия, указывая что «общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования)».
Однако ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», исправив многие недоработки реального закона «Об акционерных обществах», не воспроизвел данного положения, хотя в контексте других статей (п.2,3 ст. 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью») оно прослеживается. Зато в Федеральном законе «О производственных кооперативах» подобные положения отсутствуют вообще, впрочем, как и в нормах Гражданского кодекса РФ, в частности посвященным хозяйственным товариществам и унитарным предприятиям. И все же данное положение применимо не только к хозяйственным обществам, но и к другим формам коммерческих организаций, поскольку оно регулирует схожие отношения.
Следует отметить, что соответствующие статьи, посвященные созданию коммерческих организаций и содержащиеся в специальных законах, регулируют их создание именно путем учреждения и именно в этом контексте должны пониматься. Их не следует распространять на случаи создания организаций путем реорганизации, которым посвящены специальные статьи. Поэтому, например, положения ГК РФ о том, что «уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину» или что при создании акционерного общества «учредители акционерного общества заключают между собой договор...» и т.д., не должны толковаться как устанавливающие порядок создания организации путем реорганизации.
В настоящее время создание в Российской Федерации коммерческих организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ, а также федеральными законами: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах». Однако порядку создания коммерческих организаций уделено весьма скромное место — всего по несколько статей на каждый закон.
Наиболее последовательно порядок создания коммерческих организаций рассмотрен, пожалуй, в Федеральном законе «Об акционерных обществах». Этот закон, содержащий некоторое число норм-определений, достаточно последовательно определяет пути создания организации, проводит различие в понятиях «акционер» и «учредитель», указывает, какие решения должны быть приняты учредительным собранием.
В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» данные положения хотя и присутствуют, но выражены менее явно, к тому же разбросаны по разным статьям. А вот порядок реорганизации и отчасти порядок создания обществ с ограниченной ответственностью путем реорганизации определен более последовательно, чем в Законе «Об акционерных обществах», хотя многие вопросы в нем также остались нераскрытыми, в том числе так и не определено само понятие реорганизации.
Федеральный закон «О производственных кооперативах» вообще отличается исключительной «скромностью» в вопросах создания производственных кооперативов. Более того, при его прочтении возникает подозрение, что кооператив не может быть создан путем реорганизации: в соответствии со ст. 4 кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Данный закон не определяет понятия «учредитель», но в соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах» учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении, а правомерность такой аналогии вряд ли вызывает сомнение.
Нельзя не отметить еще один специальный закон, имеющий отношение к порядку создания особого вида акционерных обществ — так называемых «народных предприятий». Речь идет о Федеральном законе «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Однако в связи с тем, что ни теория, ни практика по вопросу создания и деятельности акционерных обществ работников еще не сложилась и данный закон «прикладного» значения пока не имеет, в рамках данной работы он комментироваться не будет.
Кроме того, создание коммерческих организаций также регламентируется положениями законов, регулирующих отдельные стороны предпринимательских отношений, различные сферы хозяйства, а также типовыми уставами и положениями. Из наиболее важных законов федерального уровня, оказывающих определяющее влияние на порядок создания коммерческих организаций, необходимо отметить следующие: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22 марта 1991 г.), «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (от 4 июня 1995 г.), «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 9 июля 1999 г.).
Важную роль в определении порядка создании коммерческих организаций играют также законы субъектов Федерации.


Наверх