Сайт запущен в режиме опытной эксплуатации, о замеченных ошибках просьба писать на адрес feedback@city-yar.ru. Прошлая версия доступна по адресу old.city-yaroslavl.ru

Фрунзенский район

Фрунзенский район Ярославля образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 февраля 1975 года путем выделения его из Красноперекопского района.

29 марта 1975 года состоялась первая районная партийная конференция КПСС, 31 марта – первая сессия районного Совета депутатов трудящихся, 5 апреля – первая районная конференция ВЛКСМ, которые организовали первые районные органы управления – райком КПСС, райисполком, райком ВЛКСМ и их отделы.
Территория района площадью около 40 кв. км ограничена Московским проспектом, Костромским шоссе, реками Волга и Которосль. Население района – около 130 тысяч человек, в том числе около 35 тысяч – пенсионеры. Фрунзенскому району в 2015 году исполняется 40 лет, но предыстория территории города Ярославля, на которой он расположен, уходит корнями далеко назад.
Битва на Туговой горе в 1257 году, когда князь Константин Всеволодович и его дружина полностью погибли, спасла Ярославль от набегов иноземных полчищ. На месте битвы в 1692 году был построен храм Параскевы Пятницы.
Еще ранее в 1654 году на берегу Волги возведены храм Иоанна Златоуста и церковь Владимирской Божьей Матери (1660), ставшие жемчужиной русского зодчества XVII века. Силуэт храма И.Златоуста отображен на эмблеме Фрунзенского района, которая олицетворяет собой как бы взгляд на район со стороны Волги.
Еще одним памятником истории и зодчества является Крстобогородская церковь на Московском проспекте (1760 год). Тугова гора, Коровники, Дядьково, Липовая гора, Тропино, Суздалка, улицы: Ямская, Златоустинская, Мельничная – в этих названиях история Фрунзенского района, история города Ярославля.
Именно по ул. Ямской и Московскому тракту направлялись в 1612 году из Ярославля на освобождение Москвы от поляков ополченцы Минина и Пожарского, а в грозный 1812 год шли ярославцы на помощь армии Кутузова. Не обошли стороной территорию района и революционные события 1917-1918 годов в Ярославле, где заметную роль играли рабочие железнодорожных мастерских.
На берегу Волги находились знаменитые Златоустинские мельницы и причалы, и этот район от Коровников до Нефтебазы назывался Веткинским. С образованием в Ярославле административных районов в разное время нынешняя территория Фрунзенского района или часть ее входила в состав Красноперекопского района (1936-1938 гг.), Кагановичского (1938-1944 гг.), Приволжского (1944-1948 гг.), вновь Кагановичского (1948-1953 гг.) и вновь Красноперекопского (1953-1975 гг.) районов города. Историю района создавали и создают трудовые коллективы предприятий и организаций. Электровозоремонтный завод имени Б.П.Бещева – бывший паравозоремонтный основан в 1912 году; Ярославский Ордена Октябрьской революции радиозавод – бывший Тормозной в 1916 году; Ордена Отечественной войны 1 степени судостроительный завод начал свою работу в 1920 году; Центральная военная инженерная база № 81 (пос.Прибрежный) перебазировалась в Ярославль из Петрограда в 1917 году. Комбинат «Стройдеталь» начал свою историю с лесопильного завода им.Суворова в 1898 году. Орденом Знак Почета награждена Нефтебаза, первые резервуары которой появились на берегу Волги в 1897 году. Орденом Трудового Красного Знамени отмечен Ярославский мясокомбинат. Многим предприятиям и организациям района более 70 лет.



Свыше 100 лет библиотекам им. А.П.Чехова и им. Ф.М.Достоевского, которые в то время были открыты при храмах в Коровниках и в Дядьково.
Вместе со всей страной ковали Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на фронте и в тылу и жители нашего района. Бронепоезда паровозоремонтного завода, катера с «катюшами» судостроительного завода отличились на многих фронтах боевых действий. Сотни тысяч боеголовок для бомб и снарядов было выточено на Тормозном заводе. Речные эшелоны и эшелоны с бронетехникой формировались речным портом и военной инженерной базой. Свыше тысячи блокадников Ленинграда похоронены на кладбище Тугова гора. Светлая память о тружениках района, погибших в годы Великой Отечественной войны, увековечена в 9 памятных обелисках на предприятиях района и на Туговой горе.
Ряд улиц района носят имена Героев Советского Союза – военных лет (А.Матросова, В.Талалихина, А.Наумова, Н.Кривова) и довоенных лет: И.Доронина, З.Леваневского, М.Слепнева – летчиков, которым было присвоено звание Героя за отвагу при спасении Челюскинцев в 1934 году, М.Расковой – летчицы Героя довоенных и военных лет. В основном это улицы Суздальского поселка, который застраивался в предвоенные годы переселенцами с Мологи при заполнении Рыбинского водохранилища. Там же находятся улицы Минина, Пожарского, Кутузова.
В поселке «Сокол» располагалось авиационное соединение, позднее – зенитно-ракетный полк, а летное поле занимал Ярославский аэропорт. Образование Фрунзенского района дало заметный импульс развитию Юго-восточной части города Ярославля.
За это время в районе построено 1,2 млн. кв.м жилья, более 20 школ и дошкольных учреждений, в основном за счет средств предприятий района и их долевого участия, корпуса профтехучилищ №№ 5 и 21, детской школы искусств № 7. Более 1500 семей получили квартиры из снесенных аварийных и ветхих домов. Проложена 10-ти километровая двухполосная Фрунзенская автомагистраль, вдоль которой выросли и продолжают расти корпуса многоэтажек. Построены родильный дом больницы № 2, спорткомплексы «Молния» и «Чайка», Дворец культуры «Судостроитель». Значительное развитие получили железнодорожная больница и больница № 8.
Застроен 5-й жилой микрорайон на 20 тысяч населения в Новоселках, закончено строительство 4-го микрорайона и микрорайона железнодорожников на Московском проспекте. Основу экономики района составляет промышленность. Ровесником Фрунзенского района является Ярославский пиво-безалкогольный завод – ныне ОАО «Ярпиво», ставшее одним из крупнейших в России в своей отрасли и одним из главных бюджетообразующих предприятий Ярославля и области. Значительным спросом на российском и международном авторынках пользуются Тормозные изделия и разработки ОАО «ТИИР».
По автомагистралям города и области курсируют более 130 автобусов МАЗ, построенных по программе «Россия – Беларусь» на 81-й Центральной инженерной базе МО РФ. Там же освоен ремонт троллейбусов и выпуск тракторов МТЗ с навесным оборудованием для ЖКХ города. Наращивает объемы ремонта электровозов ЯЭРЗ им.Б.П.Бещева – филиала ОАО «РЖД», востребована продукция ОАО «Ярославский радиозавод». Большим спросом населения пользуется продукция ОАО «Ярмолпрод», ООО «Златоустье хлеб», где внедрены новые технологические линии. Расширяется ассортимент медикаментов из отечественного сырья и лекарственных трав на Ярославской фармфабрике.  Осваивает новые грузопотоки ОАО «Ярославский речной порт».
Значительно расширилась в районе сеть учреждений торговли и сферы услуг, аптечная сеть, автосервис, сеть банковских учреждений. На карте района появились такие объекты как Центр оптовой торговли «Метро», сеть универсамов, торговых центров, кафе и ресторанов. Далеко за пределами района известны творческие коллективы Дворцов культуры "Магистраль", «Судостроитель», «Радий», ДШИ № 7, Дома творчества юных. Победителями многих спортивных соревнований в городе и области стали представители спортклубов «Локомотив», «Молния», «Чайка», ДЮСШОР № 10, школ района. Около 100 жителей района носят высокое звание «Заслуженный работник Российской Федерации» по профессиям. Фрунзенский район живет, трудится и продолжает развиваться.


 
Современный Фрунзенский район стал большой строительной площадкой города.В течение 2012 г. сданы в эксплуатацию 12 многоквартирных домов (более 1000 квартир,  более 80 тыс. кв.м. жилья) на улицах  Слепнева,  М. Технической, Пирогова, Дядьковской, Чернопрудной (МКР № 2 и 5 «Сокол»), ул. Калинина. В 2013 году планируется сдать в эксплуатацию более 100 тысяч кв.м жилья на улицах Слепнева, Светлой, Пирогова, Дядьковской, Чернопрудной, Мельничной, Ярославской, Кривова, Ньютона, Штрауса.
На бывших землях «Новосёлки», которые присоединены к нашему району, а это 400 га, создан Ярославский индустриальный парк «Новоселки» с целью дополнительного привлечения инвестиций в наш город. Здесь уже успешно работает завод Японского концерна «Комацу» - ведущий производитель для строительной и лесной индустрии; первый в России завод по производству металлоконструкций компании «Линдаб Билдингс» (Швеция); открыто предприятие по производству готовых лекарственных форм японской группы компаний «Такера» (филиал «Никомед дистрибьюшен СЕНГЭ). Рядом началось строительство ещё одного фармацевтического завода компании «TEVA» (Израиль). Началось строительство первой очереди технического центра обработки данных одной из крупнейших в России компаний – телекоммуникационной компании ОАО «Вымпелком» (торговая марка Билайн). К 2015 году на территории индустриального парка планируется открытие центра трансферта технологий, который будет осуществлять подготовку квалифицированных кадров для фармацевтической отрасли. В этом научно-исследовательском комплексе будут располагаться лаборатории, специализирующиеся на разработке импортозаменяющих и инновационных лекарственных средств.
Таким образом, становится очевидно, что реализация кластерной политики важнейшее направление в деятельности мэрии города Ярославля,  и что особенно ценно – это во Фрунзенском районе. (Кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний).
За последнее время у нас появились новые улицы - ул. Технопарковая, ул.Технологическая, ул. Дядьковская и проезд Дядьковский.
Во Фрунзенском районе реализуется программа по развитию застроенной территории. ОАО «Ивановская домостроительная компания» застраивает квартал в районе ул. Светлой и Тормозного шоссе, там будет возведено 4 многоэтажных жилых дома, началось строительство в квартале, ограниченном ул. Бурмакинская, ул. Дядьковская, ул. Светлая, ул. Лескова – микрорайон жилого района «Дядьково». Завершается проектирование по застройке микрорайона № 1 жилого квартала «Сокол», ограниченном ул.Ак.Колмогорова, ул.Лескова, ул.Бурмакинская и пр.Фрунзе.
В непосредственной близости от планируемого микрорайона «Дядьково» рядом с существующим спорткомплексом «Чайка» (пр-т Фрунзе, 58) началось строительство аквапарка, рассчитанного на тысячу посещений в день. В дальнейшем там же планируется строительство гостиницы на 180-200 мест.
На проспекте Фрунзе в квартале между ул. Чернопрудная, ул. Ак. Колмогорова началось строительство спортивной базы хоккейного клуба «Локомотив». В районе улицы 3-я Путевая сдано в эксплуатацию пожарное депо.
В соответствии с «Адресной инвестиционной программой города Ярославля на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» построена автомобильная дорога по ул. Чернопрудная  на участке от пр-та Фрунзе, до ул. Академика Колмогорова в МКР № 5 и № 6 жилого района «Сокол» и от пр.Фрунзе до ул.Дядьковская, а также сдан в эксплуатацию проезд Дядьковский.  В рамках этого строительства сдан  светофорный объект  на пересечении с пр. Фрунзе.  Закончен капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования - Тормозное шоссе, от ул. Вишняки до проспекта Фрунзе (1 этап от ул. Вишняки до ул. Ярославской), отремонтированы автодороги ул.Кривова, ул.Ярославская, (от Тормозного шоссе до пр.Фрунзе), ул.Слепнева, сдана в эксплуатацию 1 очередь бульвара на ул.Кривова.

В плане благоустройства района, домов и дворовых территорий заметно повысилась роль комитетов общественного самоуправления микрорайонов, уличных комитетов, старост домов и подъездов.



Наверх