Город Ярославль, основанный Ярославом Мудрым в 1010 году, всегда славился как один из наиболее значимых городов, расположенных на берегах Волги, имеющий богатую, почти тысячелетнюю историю. Город играл заметную роль в развитии экономики и культуры России, в борьбе за ее свободу и независимость.

К началу XIX века, по данным специалистов Государственного архива Ярославской области, начинает зарождаться самостоятельная городская финансовая деятельность. Это были только зачатки финансового дела в Ярославле.​

pic_11.jpg

Вид на Ярославль с Туговой горы​

21 апреля 1785 г. Екатерина II подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи» — документ поистине эпохального значения, т.к., пожалуй, впервые в российской истории город определен как юридическое лицо со своими особыми правами и обязанностями, особыми интересами и нуждами, отдельными от интересов и нужд государства.

Грамотой устанавливались права и привилегии городам, способствовавшие их бурному росту, а также учреждались выборные учреждения — органы городского самоуправления.

Горожане получили право заведовать своим общественным хозяйством и отчасти благоустройством. С этой целью им было дозволено с разрешения губернатора собираться вместе один раз в три года. Собрание выбирало общую городскую думу сроком на три года. Для постоянного заведования городскими делами от шести сословий, на которые были разделены жители города, избирались члены шестигласной думы, которая являлась как бы исполнительным органом городского управления.

Городская служба считалась «общественной», за нее ни городскому голове, ни гласным никакого жалования не полагалось. Обязанности по ведению денежных дел ложились на городского голову и гласных думы, причем один из них избирался казначеем.

Из «Генерального отчета о приходе, расходе и остатке сумм Ярославской городской думы» за 1869 год следует, что ежегодная «роспись доходов и расходов» составила 478642 руб.50коп. В эти годы в штате думы появляется должность бухгалтера, который, наряду с городским главой, гласными и секретарем, подписывает финансовые документы. Но самостоятельной финансовой структуры в думе в этот период не было создано.

Система местных учреждений, сложившаяся в 70-80 гг. XYIII в., просуществовала в г. Ярославле без особых изменений вплоть до буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в., а казенная и контрольная палаты, казначейства до 1918 года.

В 1870 году в России была проведена реформа городского самоуправления, которая наделила большими правами органы местного самоуправления — городские думы и управы.

Новое «Городовое положение» было утверждено 16 июня 1870 года. В соответствии с ним создавались бессословные органы городского управления: городская дума и городская управа.

Городская дума являлась распорядительным органом. Она состояла из гласных, избиравшихся налогоплательщиками один раз в четыре года. Городская дума избирала из своего состава исполнительный орган — городскую управу в составе городского головы и членов управы. Городской глава возглавлял и думу и управу.

В соответствии с «Городовым положением», на думу и управу возлагались административные и хозяйственные задачи на территории города. Городская дума и управа во главе с городским головой занимались вопросами благоустройства, здравоохранения, народного просвещения, заботились о начальных и средних учебных заведениях, приютах и богадельнях, городских больницах, театре. В ведении думы были: местная промышленность, рынки, противопожарное и санитарное состояние города, борьба с эпидемиями, а так же водопровод и городское освещение, дорожное хозяйство, мостовые и тротуары, аренда, сбор налогов и учет недвижимости.

pic_13.jpg


​ ​Городская управа имела постоянную канцелярию, возглавлявшуюся городским секретарем, которая разделялась на отделы (столы), соответствовавшие функциям городского управления.

Городской думе представлялось право:

— устанавливать, увеличивать или уменьшать городские сборы и налоги, слагать недоимки с налогоплательщиков;
— брать займы на развитие городского хозяйства и принимать пожертвования в пользу города;
— составлять и утверждать сметы городских расходов.

Для пополнения городских финансов думе предоставлялось право устанавливать в пользу города сборы:

— оценочный с недвижимых имуществ;
— с документов на право производства торговли и промыслов;
— с трактирных заведений, постоялых дворов и лавок;
— с извозного и перевозного промыслов;
— с лошадей и экипажей частных лиц — и другие.


Правила.jpg


​Ежегодно городская управа должна была составлять смету (роспись) предстоящим доходам и расходам. Эта смета рассматривалась и утверждалась думой, а затем представлялась губернатору.

Для составления бухгалтерской отчетности по доходам и расходам вводились специальные формы — счета.

Непосредственное ведение текущих дел городского хозяйства, составление проектов городских смет, взимание и расходование городских сборов возлагалось на городскую управу.

К началу XX века можно говорить о складывании специального финансового аппарата в городских органах общественного управления. В него входили отделы городской управы: арендный, оценочно-окладной, городских сборов и инвентарный.

После Октябрьской революции в качестве центрального органа управления финансами и кредитом по декрету второго Всероссийского съезда Советов 28 октября (9 ноября) 1917 года был учрежден Народный Комиссариат Финансов (Наркомфин). Декретом ВЦИК от 2 (15) декабря 1917 года был образован Высший Совет Народного Хозяйства, на который, в частности, возлагалась организация государственных финансов. На местах также создаются органы управления финансами в лице финансовых отделов исполкомов местных советов.

3 января 1918 года на заседании Ярославского исполкома был образован комиссариат финансов Ярославской губернии и города Ярославля. Первым комиссаром финансов был назначен Григорий Иванович Петровичев.

В тот же день президиум исполнительного комитета Ярославского Совета создал реквизиционную комиссию для национализации банков, членами которой были опечатаны сейфы в отделении Государственного банка. Затем восемь частных банков и две банкирские конторы перешли в руки комиссариата финансов Совета. Однако, многие банковские сейфы оказались пустыми.

Финансовое положение в Ярославле и других городах губернии стало катастрофическим.​​

pic_14.jpg

Екатерининская улица. Здание губернской земской управы. Начало ХХ века. Ныне здесь расположена мэрия города Ярославля.

Окончательное оформление губернских органов власти произошло на 1 губернском съезде Советов, состоявшемся 20-23 февраля 1918 года. На съезде был избран исполнительный комитет Ярославского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являвшийся высшим распорядительным и исполнительным органом власти в губернии.

На заседании Ярославского губернского исполкома 23 февраля 1918 года были образованы отделы: земельный, военный, народного хозяйства, финансовый, продовольственный, народного образования и связи. Заведующим губернским финансовым отделом был назначен Г.И.Петровичев.

В губернском финансовом отделе были образованы подотделы: налогово-сметный, по взиманию косвенных налогов, банковский, контрольно-хозяйственный, инструкторско-организационный и общий.

Одновременно в Ярославле продолжали функционировать старые финансовые органы — казенная палата, контрольная палата, казначейство.

Одним из наиболее драматических событий этого времени явилось восстание против Советской власти в Ярославле, происходившее в период с 6 по 21 июля 1918 года и известное под названием «Ярославского белогвардейского мятежа».

pic_16.jpg
Разрушения в Ярославле после июльского восстания 1918 года.

Ярославль очень сильно пострадал, общий материальный ущерб, нанесенный городу военными действиями обеих сторон — большевиков и белых офицеров — исчислялся в сумме 124 миллиона 159 тысяч рублей (в золотых рублях 1913 г.).

Из 116 административных и общественных зданий в городе сгорело или было сильно повреждено 67. Сгорело здание Демидовского лицея на Стрелке с его уникальной библиотекой, 20 промышленных предприятий: табачная и спичечная фабрики, завод свинцовых белил, лесопильный, механический заводы и другие. Из 7618 жилых строений были разрушены 2147. Совершенно без крова остались 28 тысяч жителей, или около 25% населения Ярославля.

В катастрофическом положении оказалось водоснабжение города: сгорели водокачка и половина водоразборных будок. Население осталось без света, воды, канализации и необходимого санитарного благоустройства. Городское хозяйство было практически подорвано.​

pic_17.jpg

Жители Ярославля после событий 1918 года.

Остро стоял жилищный вопрос, крайне плохо обстояло дело со снабжением водой, с городским транспортом, всего шесть трамвайных вагонов ходили по трем линиям: от Московского вокзала до театра им. Ф.Г. Волкова, по Большой Федоровской и по Власьевской (ныне ул. Свободы) улицам.

В результате значительно уменьшилась численность населения Ярославля. К августу 1918 года в самом городе оставалось около 75 тысяч жителей из 120 тысяч, проживавших ранее.

Финансовый отдел Ярославского горуездного исполкома был создан в августе 1918 года.​

pic_02_small.jpgНа заседании исполкома 6 сентября 1918 года был избран первый заведующий Ярославским горуездным финансовым отделом. Им стал Григорий Иванович Петровичев.






В списке служащих отдела значатся следующие сотрудники:
Петровичев Г. И., заведующий;
Артамонов И. Т., заместитель заведущего;
Никитин К. Б., бухгалтер;
Сперанский П. И., заведующий окладным подотделом;
Бровкин А. Ф., секретарь;
Лаврентьев К. И., помощник бухгалтера;
Мухранова Т. А., конторщица;
Неелова З. А., конторщица;
Карасева Н. И. , конторщица;
Скробина Н. А., конторщица;
Соколов П. П., машинист;
Пряников И. Г., артельщик;
Колесов А. А., регистратор.​

pic_18_small.jpgВ январе 1919 года вместо выбывшего Г.И. Петровичева заведующим горуездным финансовым отделом был избран Илья Степанович Смекалов​. Ярославский горуездный финансовый отдел начал функционировать в сложное время, когда отсутствовали финансовые аппараты в исполкоме Ярославского городского Совета и в крестьянской секции по уезду. Не было предпринято никаких мер к упорядочению взимания старых налогов, разработке новых, упорядочению отчетности. Основными источниками получения денежных средств были чрезвычайный революционный налог, косвенные налоги и различные штрафы.
Для руководства деятельностью отдела избиралась коллегия из трех и более лиц. На своих заседаниях коллегия финансового отдела утверждала сметы учреждений города и волостных советов, распределяла налоги между городом и уездом.

В июле 1919 года отдел направил справочные данные о себе в Ярославское почтово-телеграфное управление. В них значилось:

«Официальное название организации — Финансовый отдел г.Ярославля и Ярославского уезда.

Местонахождение — Дом народа, 3-й этаж.

Задачи — учет прихода и расхода местных и ассигнуемых из центра средств и проведение местных и государственных налогов в жизнь.
pic_19_small.jpgЗаведующий отделом — Иван Спиридонович Шафран. Подотделы — сметно-кассовый и налоговый. Сметно-кассовый ведает учетом прихода и расхода местных и ассигнуемых из центра средств, налоговый ведает проведением в жизнь налогов местного и государственного характера.​
Подведомственными являются все финансовые отделы волостных исполкомов Ярославского уезда.



В период с 1920 по 1940 гг. в финансовой системе города происходили несущественные внутренние изменения.

pic_20.jpg

Мытный двор. Вид с Крестьянской улицы. 1926 год.

В годы Великой Отечественной войны требовалось напряжение всех ресурсов советского государства и народа. На городской Совет и финансовый отдел возложена большая задача — обеспечить выполнение плана мобилизации средств, т.к. она в условиях войны приобретает исключительное значение для обеспечения своевременного финансирования нужд фронта и социально-культурных учреждений города.

Требования ко всем советским, хозяйственным организациям во всем соблюдать максимальную экономию в условиях войны должны быть особенно строгими. Борьба за экономию — это борьба за укрепление тыла, за усиление экономической, а следовательно, и военной мощи советского государства.

Рост хозяйства города и расширение сети культурных учреждений нашел отражение в бюджете города Ярославля. Доходная часть бюджета ежегодно значительно перевыполнялась, соответственно росли и расходы.

Выполнение доходов и расходов характеризуется следующими данными:

pic_15.jpg

В этот период свою деятельность финансовый отдел осуществлял через следующие структурные подразделения:

— Сектор бюджета;
— Сектор штатов;
— Сектор государственных доходов:
— Сектор финансирования народного хозяйства:
— Сектор налогов и сборов:
— Сектор государственных пособий.

Нелегкая работа финансистов в годы войны была высоко оценена правительством. Несколько сотрудников городского финансового отдела были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.».

Среди них: заведующая городским финансовым отделом Крылова София Архиповна, заместитель заведующего — заведующая бюджетным сектором Лобзина Мария Тимофеевна, главный бухгалтер Юдина Елена Сергеевна, заведующая сектором налогов Ширяева Тамара Николаевна, управделами Варакина Ольга Леонидовна, инспектор по штатам Беляева Ольга Васильевна, вр. и.о. зав. сектором государственных доходов Корнилова Надежда Васильевна.

В 1957 году был упразднен сектор государственных пособий, в 1959 году — сектор налогов и сборов. Его функции перешли к сектору государственных доходов. С 1960 года сектора были реорганизованы в соответствующие отделы.​

pic_21.jpg
Площадь Ф.Г. Волкова. 1960 год

В целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств, Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 года. «О государственной налоговой службе» в системе Министерства финансов СССР была создана государственная налоговая служба. В 1990 году в Ярославской области начинает действовать Государственная налоговая инспекция и ее организации на местах. К ним перешли функции финансовых органов, касающиеся вопросов налогообложения.

К 1991 году в состав городского финансового отдела входили подразделения:

1. бюджетный отдел;
2. главная бухгалтерия;
3. отдел расчетов и планов по налогам и доходным источникам;
4. отдел финансирования местного хозяйства;
5. отдел штатов;
6. обслуживающий персонал;
7. контрольно-ревизионное управление.

В соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» и Постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке введения его в действие полномочия советских органов — исполнительных комитетов Советов всех уровней были ликвидированы.

Малый Совет Ярославского городского Совета народных депутатов 27.12.91 г. принял решение № 180 «О основах организации управления городом», в котором говорилось:

«Во исполнение Закона РСФСР «О местном самоуправлении» и Указа Президента РСФСР «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов» от 05.11.91 г. № 166 Малый Совет Ярославского городского Совета народных депутатов решил:

Поручить мэру города:
1. Образовать в срок до 01.01.92 г. финансовое управление города с возложением на него обязанностей по решению финансовых вопросов городской и районных в городе администраций, с содержанием его на местном бюджете согласно ст.31 и 32 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».
2. Организовать во исполнение пункта 7 Указа Президента РСФСР от 05.11.91 года № 166 формирование и исполнение единого городского бюджета на 1992 год.

Ярославль стал одним из первых муниципальных образований России, перешедших на формирование единого городского бюджета.

Это позволило администрации города, несмотря на ухудшение в начале 1990-х годов общей экономической ситуации в стране, без привлечения дополнительных финансовых ресурсов из вышестоящих бюджетов, за счет концентрации и оперативного перераспределения имеющихся бюджетных средств осуществлять на всей территории города единую экономическую и бюджетную политику.

Согласно постановлению мэра города Ярославля от 01.02.94 г. № 145 и в соответствии с утвержденной схемой управления городом Управление финансов и цен мэрии преобразовано в департамент финансов и цен мэрии, а затем в 1999 году — в департамент финансов мэрии.

С действующей в настоящее время структурой департамента можно ознакомиться в разделе «Структура департамента».

В 1999 году город Ярославль один из первых муниципальных образований в Российской Федерации начал поэтапный переход на казначейское исполнение бюджета города. Переход на казначейское исполнение значительно повысил управляемость бюджетными средствами, эффективность и экономность их использования, позволил оперативно контролировать целевой характер и не допускать наличие «неработающих» остатков средств на счетах муниципальных бюджетных организаций.​

C 2002 по 2012 годы руководителем департамента финансов мэрии города Ярославля являлся заместитель мэра Андрей Аркадьевич Данц.

В условиях полного перевода на казначейское исполнение бюджетных смет муниципальных учреждений с 1 января 2007 года на казначейское исполнение были переведены и сметы доходов и расходов учреждений по средствам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Таким образом было создано единое информационное пространство по исполнению бюджета города. А так же осуществлена автоматизация финансовой деятельности получателей бюджетных средств, в том числе электронный обмен данными с департаментом финансов. Для обеспечения автоматизированной передачи платежных документов в департамент финансов во всех учреждениях установлены рабочее место (УРМ) и модемы, что позволило повысить оперативность прохождения документов, обеспечило работу департамента и всех бюджетополучателей с единой базой данных.

Большие объемы работ по переводу учреждений на казначейское исполнение смет расходов потребовали и коренной модернизации программного и аппаратного обеспечения департамента финансов, в частности повышения его производительности. С этой целью с 2005 года осуществлен перевод АС Бюджет на систему управления базами данных Oracle.

Реализован многофункциональный электронный документооборот между департаментом финансов, органом Федерального казначейства, Банком России по Ярославской области с применением электронной цифровой подписи.

С ноября 2006 года получателями бюджетных средств при совершении электронных платежей используется электронная цифровая подпись, что позволило существенно увеличить скорость исполнения операций и повысить эффективность работы участников бюджетного процесса.

Кроме того, в рамках муниципального контракта по внедрению пластиковых карт в муниципальную экономику города Ярославля осуществлен переход на выплату заработной платы и выплат социального характера посредством пластиковых карт, что позволило решить проблему получения и обеспечения сохранности денежных средств, обеспечить контроль за своевременностью выплаты заработной платы. В настоящее время банковские карты используются более чем в 450 муниципальных учреждениях города, это 97% от общего количества учреждений, финансируемых из бюджета города. Держателями банковских карт являются более 35 тысяч работников бюджетных учреждений.

Специалисты департамента принимают активное участие в разработке предложений по совершенствованию межбюджетного и налогового законодательства в Госдуму Ярославской области, Сообщество финансистов РФ, Союз российских городов и Конгресс муниципальных образований.

Решением муниципалитета города Ярославля утверждена Программа реформирования муниципальных финансов на 2008 — 2010 годы, которая была представлена на конкурс в Министерство финансов РФ, оценена Минфином России (7 место) и включена в состав 10 программ, отвечающих всем требованиям МФ РФ.

Однако, в условиях сокращения федерального бюджета ее реализация осуществляется только за счет средств городского бюджета в сумме на 2009 — 9,8 млн. руб., на 2010 год — 5,0 млн. руб. Программа предусматривает 2 этапа реализации: первый этап — декабрь 2008 г. 30 июня 2009 г. — завершен; второй этап — 1 июля 2009 г. — 30 июня 2010 г.

По состоянию на 1 марта 2010 года осуществлена разработка 40 нормативных актов, реализация которых осуществляется в настоящее время. Документы, разработанные в рамках реализации программы реформирования можно посмотреть на сайте департамента финансов мэрии города Ярославля, в разделе «Реформирование муниципальных финансов».

pic_06_small.jpg

news_.gif


Руководители Ярославского городского финансового отдела с 1918 г. по настоящее время.

Петровичев Григорий Иванович — заведующий финансовым отделом Ярославского горуездного Совета РК и КД с сентября по декабрь 1918 года.
Родился в 1884 г. в Вологодской губернии в крестьянской семье. Окончил земское училище.
В ноябре-декабре 1917 г. — председатель финансовой комиссии Ярославского Совета рабочих и солдатских депутатов. С января по июнь 1918 г. — комиссар финансов Ярославского Совета РС и КД. С июля по 2 августа 1918 г.— комиссар финансов Временного военно-революционного комитета.
С сентября по декабрь 1918 г. — заведующий финансовым отделом Ярославского горуездного Совета РК и КД. В 1918 —1919 гг. избран председателем исполкома Ярославского горуездного Совета РК и КД, в 1920 — 1921 гг. — член Ярославской губернской контрольной комиссии.
С 1921 г. по 1923 г. работал в организациях Северной железной дороги. В 1923 — 1936 гг. служил на руководящих постах в различных учреждениях г. Ярославля.
В 1937 г. был исключен из партии и осужден «за связь с врагами народа». В 1940 г. дело было прекращено. В последующие годы являлся пенсионером союзного значения.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-1992, оп.1, д.9).

Смекалов Илья Степанович — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с января по апрель 1919 г.
(Источники: ГАЯО, Ф.Р-180, оп.1, д.162, л.4, д.159, л.19, д. 441, л. 2, 13; ф.Р-1992, оп.1, д.33, л.5).

Шафран Иван Спиридонович — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с апреля по ноябрь 1919 г.
(Источники: ГАЯО, ф.Р-180, оп.1, д.159, л.29, д. 441, л.13 ).

Шахаров В. — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с декабря 1919 г. по март 1920 г.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-180, оп.1, д.441, л. 47).

Смирнов Владимир Осипович — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с марта по июнь 1920 г.
Родился в 1877 г., слесарь железнодорожного депо в г. Ярославле.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-180, оп. 1, д.515, л.267).

Ермолин Павел Петрович — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с июля по сентябрь 1920 г.
Родился в 1878 г., служащий Ярославской Большой мануфактуры.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-180, оп.1, д.515, л.267, 372-373).

Пирожников Леонид Сергеевич — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с сентября 1920 г. по январь 1921 г. Родился в 1881 г, конторщик.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-180, оп.1, д.515, л.372-373; Р-1992, оп.1, д.31, л.9, 17).

Державин Павел Петрович — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с января по 23 мая 1921 г.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-180, оп. 1, д. 571, л. 96).

Кузнецов И. — заведующий финансовым отделом исполкома Ярославского городского и уездного Совета РК и КД с 23 мая 1921 г.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-180, оп. 1, д. 571, л. 96).

Карпов М.И. — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1929-1930 гг.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-502).

Маслов-Варсягин М.С., заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома с 1 мая по 30 августа 1930 г.
(Источники: ГАЯО, ф. Р-502).

Дубровин Александр Александрович — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома с сентября по ноябрь 1930 г.
Родился в 1894 г. в с. Князево Пошехонского уезда Ярославской губернии. Образование — 4-х классное городское училище.
В 1918 — 1922 гг. служил в РККА. С 1922 г по 1924 г. — уполномоченный Рыбинского губернского отдела ОГПУ. В 1924 — 1927 гг. служил в Пошехонском уездном исполкоме.
В 1927 г. переведен в Ярославский губфинотдел. В 1929 — сентябре 1930 г. — заместитель заведующего Ярославским окружным финансовым отделом.
В 1931 — 1936 гг. работал в Ивановской областной плановой комиссии, плановой комиссии Мышкинского райисполкома. В 1937 — 1939 гг. — служащий Ярославского облисполкома. В 1939 г. выбыл из Ярославской области.
(Источники: ЦДНИ, ф.1, оп. 17, д. 2036; ф. 272, оп.35, д.3745; ф. 276, оп. 44, карт.918).

Хромов Василий Иванович — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома с ноября 1930 г. по февраль 1931 г.
Родился в 1899 г. в крестьянской семье. Образование — приходская школа. В 1928 г. окончил комвуз им. Свердлова.
В 1918 — 1919 гг. служил в РККА. С 1920 г. — на партийной работе в г. Ярославле. С 1929 г. по ноябрь 1930 г. — заведующий Тутаевским районным отделом народного образования. В июне 1931 г. выбыл в г. Иваново-Вознесенск.
(Источники: ЦДНИ, ф. 19, оп. 1, д.328; ф. 269, оп.2, карт. 1833; ф. 273, оп.9, карт.13057, оп.68, д. 5, 57).

Кочеров Иван Яковлевич — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1931–1932 гг.
Родился в 1902 г. в с. Сретенье Нерехтского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Образование незаконченное среднее. В 1929 г. окончил Центральные финансовые курсы Наркомата финансов СССР. В 1924 — 1930 гг. работал в финансовых органах Ивановской области. С 1930 г. до августа 1931 г. — директор Ярославского межрайонного мясокомбината.
(Источники: ЦДНИ, ф. 1, оп.17, д.3498; ГАЯО,ф. Р-1073, оп.1, д.25а, л.148).

Лыжин Николай Васильевич (1901 —1965), заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома с января 1933 по июнь 1937 гг.
Родился 22 июля 1901 г. в д. Дудкино Ярославского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Образование среднее. Окончил рабфак в г. Ярославле (1924г.).
В 1919-1922 гг. — красноармеец, участник гражданской войны, в 1922-1924 гг. — финансовый инспектор Ярославского уездного финансового отдела, в 1924-1926 гг. — инспектор Ярославского губернского финансового отдела, в 1926-1927 гг. — секретарь губернского сельскохозяйственного банка, в 1927-1932 гг. — заведующий финансовыми отделами Пошехоно-Володарского, Угличского, Ярославского, Кинешемского районов.
В 1937 г. исключен из партии и осужден как «участник троцкистской организации». В 1949 г. по тому же делу направлен на спецпоселение в Красноярский край. Реабилитирован в 1955 г.
Впоследствии до 1961 гг. работал на разных должностях в финансовых органах Ярославской области.
(Источники: ЦДНИ, ф.272, оп.35 л/д 8068; оп.230 пер. д/д 247; Ф. 276, оп.44 с/к 2071, оп.54 с/к 3166).

Гусев Андрей Федорович (1899 —1961), заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1937-1941 гг.
Родился в 1899 г. в с. Середа Нерехтского уезда Костромской губернии в семье рабочих-текстильщиков. Образование — незаконченное среднее. Окончил 6 лет реального училища, 6-месячные центральные курсы Наркомфина (1922).
В 1919-1921 гг. — красноармеец, участник гражданской войны. В 1921-1924 гг. — налоговый инспектор Иваново-Вознесенского губфинотдела, в 1924-1928 гг. — заведующий финотделом (1924-1927), председатель горсовета г. Середа Иваново- Вознесенской губернии.
В 1928-1931 гг. — председатель райисполкома (1928-1929, 1930-1931), заместитель заведующего окружным финансовым отделом Западно-Сибирского края (1929-1930). В 1931-1933 гг. — председатель завкома Резинокомбината, в 1933-1937 гг. — заведующий центральной сберегательной кассой г. Ярославля.
В 1941-1945 гг. — участник Великой Отечественной войны.
В 1946-1947 гг. — заведующий отделом Ярославского облисполкома по устройству семей военнослужащих. В 1947-1950 гг. — старший инспектор Главного управления по делам кооперации при Совете Министров СССР по Ярославской области. В 1950-1956 гг. — начальник областного управления государственного страхования в г. Ярославле, в 1957-1961 гг. — старший инспектор Госстраха Красноперекопского райисполкома г. Ярославля.
(Источники: ЦДНИ, ф. 272. оп.35 л/д 3325; ф.276, оп.22 с/к 2268, 2295, 2305, оп.42 с/к 489, оп.45 с/к5 859; ф.265, оп.38, д.3,4 (д.37-38); ф. 269, оп.18 с/к 1047; ф.277, оп.35 с/к 300).

Крылова София Архиповна — заведующая финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1941-1943 гг.
Родилась в 1915 г. в д. Деснево Судиславского уезда Костромской губернии в крестьянской семье. Образование — среднее. Окончила Костромской финансово-экономический техникум (1935 г.)
В 1935-1936 гг. — помощник бухгалтера Костромского райфинотдела, в 1936-1938 гг. — бухгалтер, инспектор по бюджету Кагановичского райфинотдела г. Ярославля, в 1939-1941 гг. — старший инспектор, заведующая бюджетным сектором Ярославского городского финотдела.
В 1943-1946 гг. — секретарь Ярославского горисполкома. В 1946-1948 гг. — заведующая Красноперекопским райфинотделом, в 1948-1973 гг. — заведующая Кировским райфинотделом г. Ярославля.
Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.», «За трудовое отличие».
(Источники: ЦДНИ, ф.276, оп.11, д.855 (л/д 1943 г. по приему), оп.22 с/к 4681, оп.23 с/к 2157; Ф.277, оп.43 с/к 2589; ф.276, оп.93 у/к 116).

Лебедева Екатерина Семеновна — заведующая финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1943-1945 гг.
Родилась 14 ноября 1914 г. в с. Адищево Кинешемского уезда Иваново-Вознесенской губернии в семье служащих. Образование — среднее. Окончила Костромской финансово-экономический техникум (1934 г.).
В 1934-1935 гг. — инспектор Тутаевского райфинотдела, в 1934-1937 гг. — инспектор райфинотдела в г. Наволоки, Ивановской области, в 1937-1938 гг. — старший инспектор Ярославского горфинотдела, в 1938-1941 гг. — инспектор Красноперекопского райфинотдела г. Ярославля.
Награждена орденом «Трудового Красного знамени» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г.».
(Источники: ЦДНИ, ф.272, оп.2, д.7759; ф.276, оп.11 л/д 934 (прием, 1942). Оп.22 с/к 5234).

Запрягаев Павел Александрович (1904 — 1949), заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома в1945-1947 гг.
Родился 7 сентября 1904г. в д. Козихе Вичугского района Ивановской области в семье рабочих. Образование — сельская школа и Центральные финансовые курсы Наркомфина (1933 г.). В 1916-1925 гг. — рабочий. В 1928-1931 гг. — агент Кинешемского уездного финотдела, в 1931-1932 гг. — инспектор райфинотдела в г. Пучеже Ивановской области, в 1933-1939 гг. — заведующий Галичским райфинотделом (1933-1937 гг.), Буйским райфинотделом (1939 г.) Ярославской области.
В 1937 г. был исключен из партии, отстранен от работы и репрессирован с предъявлением обвинения: «вредительство в финансовой системе». В 1938 г. постановлением областного прокурора обвинение снято, дело за отсутствием состава преступления прекращено. Восстановлен в партии и на работе.
В 1939-1942 гг. — заместитель заведующего Ярославским областным финансовым отделом.
В 1942-1945 гг. — участник Великой Отечественной войны.
В 1947-1949 г. — заведующий Кагановичским районным финансовым отделом г. Ярославля.
(Источники: ЦДНИ, ф.272, оп.35 л/д 4495; ф.276, оп.22 с/к 3069; ф.275, оп.19 с/к 2912).

Воронцов Иван Васильевич — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1947-1971 гг.
Родился 27 октября 1905 г. в д. Заречье Макарьевского уезда Костромской губернии вкрестьянской семье. Образование — среднее. Окончил Костромской финансовый техникум (1953 г.) В 1920-1925 гг. — крестьянин, в 1925-1927 гг. — учащийся губернской советско-партийной школы в г. Иваново. В 1927-1928 гг. — красноармеец.
В 1931-1937 гг. был заведующим районными финансовыми отделами: Макарьевского Ивановской области (1931-1933 гг.), Палкинского Ярославской области (1933-1937гг.). В 1937 г. учился на Центральных финансовых курсах в г. Ленинграде.
В 1937-1939 гг. работал начальником отдела (1937-1938 гг.), заместителем заведующего Ярославским областным финансовым отделом (1938-1939 гг.). В 1939-1946 гг. служил в Красной Армии.
В 1946-1947 гг. — начальник отдела, заместитель заведующего Ярославским областным финансовым отделом.
(Источники: ЦДНИ, ф.272 л/д 2440, 2441; ф.276, оп.88а с/к 2211; оп.93 у/к 59).

Комаров Павел Михайлович — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1973-1987 гг.
Родился в 1924 г. в Ярославской области. Образование высшее. Окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт в г. Москве (1967). Специальность — экономист.
В 1941-1942 гг. — рабочий, в 1942-1943 гг. — курсант Муромского военного училища связи.
В 1943-1946 гг. служил в Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны.
В 1946-1948 гг. работал счетоводом городской электростанции в г. Ярославле.
В 1948-1956 гг. был бухгалтером — ревизором, заместителем главного бухгалтера, старшим бухгалтером областных контор «Заготсено» и «Главснаб» в городе Ярославле.
В 1956-1959 гг. — заместитель старшего бухгалтера Ярославского спиртокомбината, в 1959-1966 гг. — заместитель главного бухгалтера (1959-1961), главный бухгалтер (1961-1966) Управления химической и резинотехнической промышленности совнархоза в г. Ярославле. В 1966-1973 гг. был главным бухгалтером Ярославского завода синтетического каучука.
(Источники: ЦДНИ, ф. 276, оп.93 учетные карточки).

Григорович Валерий Аркадьевич — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1987-1990 гг.
Родился 25 сентября 1955 года в Ярославской области. Образование высшее, окончил Ярославский государственный университет в 1980 году. Специальность — экономист.
В 1973-1974 гг. работал слесарем-гидравлистом Ярославского завода топливной аппаратуры.
В 1980-1987 гг. был контролером-ревизором, начальником отдела финансового управления Ярославского облисполкома.
В 1987-1990 гг. — заведующий финансовым отделом Ярославского горисполкома.
В 1990 г. — начальник Государственной налоговой инспекции по г. Ярославлю.
В 1990-2000 гг. — заместитель директора департамента финансов Администрации Ярославской области.
С 2000 года — первый заместитель директора департамента финансов Ярославской области.
(Источники: ЦДНИ, ф. 276, оп.93 учетные карточки).

Истомина Валентина Владимировна — заведующая финансовым отделом Ярославского горисполкома в 1990-1991 годах, руководитель департамента финансов мэрии города Ярославля в 1992 — 2001 годах.
Родилась в 1946 году в городе Ярославле. Образование — высшее. Закончила Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. Специальность — экономист.
В 1968 — 1979 годах — экономист Ярославского моторного завода, в 1979 — 1986 годах — начальник планово-экономического отдела Ярославского завода холодильных машин.
В 1987 — 1989 годах — заместитель председателя Дзержинского райисполкома города Ярославля по экономическим вопросам.
В 1990 году — заведующая финансовым отделом Ярославского горисполкома, а с 1992 года — начальник управления финансов и цен мэрии города Ярославля, с 1994 года — директор департамента финансов и цен мэрии города Ярославля, с 1999 года — заместитель мэра — директор департамента финансов мэрии города Ярославля.
В 1986 — 1991 годах — депутат Дзержинского районного Совета, Ярославского городского Совета. В 1994 году избрана депутатом Государственной думы Ярославской области. В 1995 году присвоено ученое звание — член-корреспондент, в 1997 году — академик Российской Академии естественных наук.
Награждена медалью «Ветеран труда». За заслуги в области экономики и финансовой деятельности присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации».

Андрей Аркадьевич Данц — заместитель мэра — директор департамента финансов мэрии города Ярославля с 2002 по 2012 годы.
Родился 7 ноября 1962 года в городе Ярославле. Образование высшее. В 1984 году закончил Ярославский государственный университет по специальности бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности.
С 1984 по 1986 года — служба в Советской Армии.
В 1986 — 1989 годах — ревизор-инспектор отдела государственных доходов финансового управления Ярославского горисполкома. В 1990 — 1994 годах — заведующий финансовым отделом Дзержинского райисполкома города Ярославля. В 1994 — 1996 годах — начальник управления цен департамента финансов и цен мэрии города Ярославля. В 1996 — 1999 годах — начальник управления по бюджету департамента финансов и цен мэрии города Ярославля.
В 2000 — 2001 годах — руководитель управления городского казначейства.
С 2002 года является заместителем председателя секции НП «Сообщество финансистов России».
В 2004 году присвоено звание «Лучший муниципальный служащий».
Награжден нагрудным знаком Министерства финансов Российской Федерации «Отличник финансовой работы».

Сергей Евгеньевич Хахин — директор департамента финансов мэрии города Ярославля с мая 2012 по ноябрь 2014 года.
Родился 10 октября 1965 года в городе Коврове Владимирской области.
В 1986 году окончил Ярославское высшее военное финансовое ордена Красной Звезды училище имени генерала армии А. В. Хрулева, по специальности финансовое обеспечение войск, квалификация по диплому — экономист-финансист.
Свою трудовую деятельность в органах городского самоуправления начал с марта 1993 года в Управлении финансов и цен мэрии города Ярославля в должности начальника отдела цен.
С февраля 1994 года по ноябрь 1994 года работал в должности начальника управления финансирования местного хозяйства.
С апреля 1998 года — начальник управления по доходам, а с сентября 2000 года — заместитель директора департамента финансов и цен мэрии города Ярославля.
С мая 2008 года по апрель 2012 года работал в должности заместителя главы Администрации — начальника управления финансов Администрации Ярославского муниципального района.

Наталия Владимировна Чуркина — директор департамента финансов мэрии города Ярославля с августа 2015 года по сентябрь 2016 года.
Родилась 5 мая 1968 года в городе Ярославле. В 1993 году окончила Ярославский политехнический институт, в 1995 году прошла профессиональную переподготовку в Центральном Российском филиале МИПК учета и статистики Госкомстата Российской Федерации по бухгалтерскому учету.
Наталия Владимировна работает в органах городского самоуправления города Ярославля с февраля 1995 года. С 1999 года — в департаменте финансов мэрии города Ярославля, где прошла все ступени карьерного роста от главного специалиста до первого заместителя директора департамента. С 3 августа 2015 года была назначена директором департамента финансов мэрии города Ярославля.
За многолетний и добросовестный труд в департаменте финансов мэрии города Ярославля в 2005 году награждена Почетной грамотой мэрии города Ярославля, в 2012 году за безупречную службу, эффективную и результативную служебную деятельность награждена Почётным знаком Губернатора области «За усердие».

Данц Андрей Аркадьевич — заместитель мэра — директор департамента финансов мэрии города Ярославля с 3 октября 2016 года по настоящее время.


Трудовые успехи коллектива с 2002 года по настоящее время.

В 2002 году коллективу департамента финансов была объявлена благодарность Министром финансов Российской Федерации А.Л. Кудриным.

В декабре 2007 года коллектив департамента был награжден Благодарственным письмом муниципалитета города Ярославля.

В 2008 году:
— за успешное проведение государственной финансовой политики на территории города Ярославля коллектив департамента награжден Почетной грамотой Губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова;

— за активную позицию в выработке совместных решений по совершенствованию бюджетного законодательства коллектив департамента награжден Почетной грамотой Совета Сообщества финансистов России;

— по итогам первого международного смотра-конкурса «Лучший город СНГ», организованного Международной ассамблеей столиц и крупных городов (МАГ), при участии и поддержке Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации, город Ярославль отмечен дипломами в шести номинациях, в том числе первое место в номинации «Успехи в реформировании муниципальных финансов»;

— город Ярославль признан победителем первого Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», организованного журналом «Бюджет» совместно с Сообществом финансистов России, в номинации «За обеспечение прозрачности процессов формирования местных бюджетов»;

— по результатам III-го ежегодного Всероссийского конкурса среди муниципальных образований, проводимого Министерством регионального развития РФ и Общероссийской общественной организацией «Всероссийский Совет местного самоуправления», город Ярославля занял I место из 26 участников в номинации «Лучшая практика управления местными финансами».

В мае 2010 года по итогам работы за 2009 год город Ярославль признан победителем III Всероссийского ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» и награжден дипломом в номинации «За высокое качество управления бюджетными расходами».

В июне 2011 года по итогам работы за 2010 год город Ярославль признан победителем IV Всероссийского ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» и 2-ой год подряд награжден дипломом в номинации «За высокое качество управления бюджетными расходами», что особенно значимо, так как сложный в финансовом плане 2010 год являлся годом 1000-летия Ярославля.

В июне 2012 года по итогам работы за 2011 год город Ярославль признан победителем V Всероссийского ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» и награжден дипломом II степени.

В июне 2013 года по итогам работы за 2012 год город Ярославль признан победителем VI Всероссийского ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» и награжден дипломом в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами». Директор департамента финансов мэрии города Ярославля Сергей Хахин удостоен Почетной грамоты «За высокие достижения в управлении муниципальными финансами».

В июне 2014 года по итогам работы за 2013 год город Ярославль признан победителем VII Всероссийского ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» и награжден 2-ой год подряд дипломом в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами». Директор департамента финансов мэрии города Ярославля Сергей Хахин удостоен Почетной грамоты «За высокие достижения в управлении муниципальными финансами». Генеральный партнер конкурса ОАО «СМП Банк» наградил департамент финансов мэрии города Ярославля дипломом за победу в номинации «За лучшее управление муниципальным долгом».

В июне 2015 года по результатам работы за 2014 год город Ярославль признан победителем VIII Всероссийского ежегодного конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» и награжден Дипломом II степени и дипломом в номинации «За лучший сайт». Первый заместитель директора департамента финансов мэрии города Ярославля Наталия Чуркина награждена Почетной грамотой «За высокие достижения в управлении муниципальными финансами». Город также был награжден дипломом «За качественное и оперативное управление финансовыми активами (институтами)».

В течение 20 лет в спортивном фестивале среди структурных подразделений мэрии департамент финансов всегда занимает призовые места.


Трудовые успехи работников департамента финансов:
pic_30.jpg
5 человек награждены Почетным знаком Министерства финансов РФ «Отличник финансовой службы»;

— лауреатами Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий» признан в 2004 году заместитель мэра — директор департамента А.А. Данц, в 2005 году — первый заместитель директора департамента С.А. Вирская, в 2009 году победителем признана начальник управления городского казначейства Л.М. Грехова;

— 14 человек награждены Почётным знаком Губернатора Ярославской области «За усердие»

— 8 человек награждены Почетной грамотой Губернатора Ярославской области;

— 2 человека получили награду «Почетный знак города Ярославля» III степени;

— 75 человек награждены Почетной грамотой мэрии города Ярославля;

— 2 человека награждены Благодарственным письмом муниципалитета города Ярославля;

— 12 человек награждены Благодарственным письмом мэрии города Ярославля.

В конкурсе «Лучший бухгалтер России» участвовало с 2001-2009 гг. 14 специалистов департамента, из них:
— лауреатами конкурса стали 7 человек;
— победителями конкурса «Лучший бухгалтер Ярославской области» стали 2 человека;
— победителем конкурса «Лучший бухгалтер России» — 1 человек.

По результатам профессионального конкурса бухгалтеров «Мастер идеального баланса» 2009, проводимым региональным центром Сети Консультант Плюс — ООО «ЯВА» и ООО «Подати-Консалтинг», совместно с УФНС России по Ярославской области и департаментом финансов мэрии города Ярославля лауреатом стала С. В. Галаева — консультант отдела исполнения сметы департамента финансов мэрии города Ярославля.


«К благу и выгодам жителей служить»

​ Так называется книга, изданная в сентябре 2008 года и посвященная 1000-летнему юбилею Ярославля, который будет отмечаться в 2010 году, а выход ее в свет приурочен к другой значимой дате — 90-летию создания городской финансовой системы.

pic_29.jpg

Мэр города Виктор Владимирович Волончунас во вступительном слове к изданию отметил: «Приближающийся 1000-летний юбилей города Ярославля — замечательный повод глубже заглянуть в нашу историю, открыть малоизученные ее страницы. Это знакомство поможет нам не только лучше узнать и понять прошлое, но и, сопоставив его с настоящим, сделать выводы и найти те решения, которые помогут нам идти вперед». В работе с финансами, как известно, было, есть и, наверное, еще долго будет много вопросов и проблем: такова уж эта сфера деятельности, на которой «завязаны» практически все отрасли городского хозяйства, жизнь города и горожан в целом. Тем интереснее знать, как те или иные проблемы решались властью, обществом на различных этапах исторического развития.
При подготовке книги подбирались архивный материал и иллюстрации, записывались воспоминания живущих ныне ветеранов-финансистов, и даже скептики перестали сомневаться в том, что издание на финансовую тему окажется интересным широкому кругу читателей — от специалистов, работающих в финансовой системе, историков, краеведов, студентов, до книголюбов, желающих больше узнать о своем родном городе, своей стране. Книга действительно получилась уникальной: здесь впервые на основе документов подробно и доходчиво рассказывается о важнейшей сфере городского управления — финансовой системе.
Автор — сотрудник Государственного архива Ярославской области Тамара Валентиновна Котова, работавшая в тесном контакте с департаментом финансов, — раскрывает малоизученные и просто незнакомые эпизоды, доказывая, что ярославские финансисты всегда стремились выполнить свое предназначение «к благу и выгодам жителей служить». Книга прекрасно иллюстрирована, в ней много документальных фотографий, рисунков, схем, таблиц, которые передают колорит, дух и динамику не только давно минувших дней, но и недавнего прошлого и даже сегодняшних будней финансовой службы города. Не менее интересны и рассказы о тех, кто посвятил себя этой сложнейшей сфере деятельности. Книга — отчасти дань уважения тем, кто с честью нес и несет нелегкую службу в структурных подразделениях, ведающих финансами города. Названия этих подразделений на протяжении столетий многократно менялись при неизменно возрастающей сложности задач: «столы» в канцелярии, выполняющие определенные функции в сфере городских финансов, затем финансовые отделы, управление финансов, а сейчас — департамент финансов.


История городской финансовой службы продолжается, и мы — ее современники, участники и создатели.

01.06.2018


Наверх