Храм Рождества Христова

Ярославль, ул. Кедрова, 1

Адрес: Ярославль, ул. Кедрова, 1
Дата строительства: 1636—1644 гг., 1831—1832 гг., 1959—1968 гг.
 
Храм Рождества Христова построен в 1636—1644 гг. по образцу каменного храма Николы Надеина на средства купцов Михаила, Андрея и Ивана Назарьевых (сыновей Гурия Назарьева) по наказу их дяди и отца, купцов гостиной сотни, братьев Акиндина и Гурия Назарьевых.

Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Рождества Христова. По преданию, в 1609 году в ней хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, вывезенная из города Романово-Борисоглебска поляком Яковом Любским и переданная им ярославскому бургомистру Василию Лыткину. В 1610 году икона крестным ходом перенесена в Казанскую женскую обитель.

Один из первых каменных храмов Ярославля возводился по типичной ярославской схеме: поднятый на подклет четырёхстолпный четверик, окружённый галереей и увенчанный пятиглавием. Двухъярусная галерея с высоким домообразным крыльцом изначально была открытой, но позже, как и на многих других храмах, была закрыта. В отличие от Надеинского храма колокольня здесь не приставлена к северо-западному углу, а представляет собой самостоятельное отдельно стоящее произведение. Возможно, проект предполагал традиционную звонницу: мощные столбы в нижнем ярусе галереи косвенно намекают на задуманную мастером угловую башню, но в процессе строительства задумка была несколько изменена. Наиболее интересен в этом плане сложный по форме переход от двухапсидной формы в первом ярусе к трёхчастному алтарю во втором.

Казанский придел украшенный богатым карнизом и увенчанный изящной работы кованым крестом пристроен к юго-западному углу храма во второй половине XVII века. По верхнему ярусу галереи тогда же устроен переход на стоящую рядом колокольню, но впоследствии он был разобран.

Одной из отличительных особенностей храма является его изразцовое убранство. Богатый фриз с храмозданной надписью, вероятно, навеян памятниками Средней Азии, которые регулярно могли видеть купцы Гурьевы, а возможно и строители храма. Муравлёными изразцами круглой и квадратной формы украшено и крыльцо храма. Пока это лишь первая попытка применения нового вида декорации в Ярославле. К концу столетия изразцовое искусство разовьётся до небывалых высот, достигнув своего апогея в Богоявленском храме и таком шедевре, как наличник храма Иоанна Златоуста в Коровниках.

В 1682—1683 гг. расписан артелью художников Дмитрия Семенова и Федора Федорова на средства младшего сына и внуков Гурия Назарьева — Ивана, Петра и Михаила Назарьевых-Гурьевых. Живопись поновлялась в 1831 г. и в конце XIX в. В середине XVII в. в центральном и четырех придельных храмах установлены иконостасы. Спустя столетие — в середине XVIII в. — на вклады правнуков Гурия Назарьева — Алексея и Федора Гурьевых — установлен шестиярусный иконостас. В 1869 г. иконостас реконструирован на средства старосты Ф. Д. Бочарова. В конце XVIII в. в приделе во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны был поставлен новый иконостас.

Престолов шесть: во имя Рождества Христова; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; во имя славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла; во имя мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста; во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны; во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1831 — 1832 гг. по указу епископа Авраамия Шумилина храм реконструирован: сняты четыре главы, изменена форма центральной главы, к галерее пристроен четырехколонный портик, сооружены приделы.

Закрыт в 1922 г. В советский период, в 1928 — 1929 гг., после ремонтно-реставрационных работ храм передан в ведение музейного отдела Главнауки. Сдавался в аренду различным организациям. В храме размещались складские и жилые помещения.

В 1959-1968 гг. по проекту Э.Д. Добровольской храм реставрируется. В 1966 — 1970 гг. бригадой В.И. Васина произведена реставрация живописи с удалением всех поздних записей.

С 1970 г. храм передан Ярославскому историко-архитектурному музею-заповеднику. 

Автор: Иван Смолин

Возврат к списку


Наверх