Церковь Ильи Пророка

Ярославль, Советская пл., 7

Адрес: Ярославль, Советская пл., 7
Дата строительства: 1647—1650 гг.


Храм Ильи Пророка построен в 1647—1650 гг. на средства ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных на месте утраченных деревянных церквей — Ильинской и Покровской. Освящен 16 (29) июня 1650 г. митрополитом Ростовским Варлаамом (Старорушиным).

Церковь Ильи Пророка представляет собой довольно сложный объёмно-пространственный комплекс разновеликих асимметрично расположенных построек, — типичный для XVII столетия храм-городок, сложившийся в своей основе ещё в Николо-Надеинском храме. Каменный, пятиглавый, на высоком подклете с тремя приделами, обходной галереей и шатровой колокольней. Широкий черырёхстолпный четверик прорезан узкими высокими окнами без наличников, углы и простенки которого обработаны широкими лопатками, причём на южном и северном фасадах не совпадающими с закомарами. И это ещё одна характерная черта XVII века: превращение конструктивных изначально элементов в декоративные. Первоначальное позакомарное покрытие четверика заменено четырёхскатным. Широко расставленные световые барабаны увенчаны луковичными маковицами с позолоченными крестами. С восточной стороны храма располагаются пониженные полукруглые апсиды. С южной стороны к четверику примыкает широкий, но низкий, зимний отапливаемый придел, с северной – придел Гурия, Самона и Авива, являвшийся домовым храмом Скрипиных. Покрытие придела перемежающимися рядами кокошников, так характерное для московской архитектуры XVII столетия, в Ярославле было применено впервые. Двухъярусная обходная галерея при постройке была открытой, но уже спустя полвека она была заложена. На галерею ведут два домообразных крыльца: главное с западной стороны и отдельное для ктиторов со стороны северного придела. К северо-западному углу традиционно для ярославской храмовой школы примыкает высокая восьмигранная колокольня. С юго-западной стороны выстроен придел Положения Ризы Господней в виде шатрового храма, соединённого галереей с основным объёмом. Два асимметрично расположенных шатра (колокольни и придела) уравновешивают друг друга и создают гармоничную композицию при подходе к храму с западных направлений.

Иконостас резной, шестиярусный, с иконами XVII в.; в 1680—1681 гг. расписан живописцами из Костромы (Гурием Никитиным, Силой Савиным) и Ярославля (Димитрием Семеновым, Василием Козьминым, Артемием Тимофеевым, Петром Аверкиевым, Марком Назарьевым, Василием Мироновым, Фомой Ермиловым, Тимофеем Федотовым, Иваном Петровым, Филиппом Андреяновым, Степаном Павло¬вым) на средства вдовы Вонифатия Скрипина — Иулиты Макаровны.

В 1830 г. ярославские художники Василий Сарафанников с сыном Михаилом частично переписали фрески Покровского придела. В 1898—1902 гг. живопись храма поновлялась художниками М.И. Дикаревым и Лопаковым. В 1904 г. живопись реставрирована М.И. Дикаревым на средства городского головы И.А. Вахрамеева.

Престолов пять: во имя Пророка Илии; во имя преподобного Варлаама Хутынского; во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; во имя Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

Главная святыня храма — часть ризы Господней — подарена Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом как благословение построенной церкви Ильи Пророка (утрачена в 1920-е годы).

Под северо-восточной частью храма устроена часовня во имя Печерской иконы Божией Матери — усыпальница Скрипиных.

Закрыт 16 декабря 1920 г. В 1920-е годы перешел в ведение краеведческого музея, использовался под фондохранилище.

В 1931 г. комиссия городского Совета приняла решение о сносе церкви Ильи Пророка. Однако реставраторам и музейным сотрудникам — П.Д. Барановскому, Н.В. Кузнецову, Н.Н. Померанцеву — удалось убедить городские власти в необходимости сохранить храм как уникальное сооружение, имеющее архитектурную и историческую ценность.

В 1938—1941 гг. в храме располагался антирелигиозный музей, среди экспонатов которого были и святые мощи благоверных ярославских князей Федора, Давида и Константина.

С 1953 г. храм использовался под склад, жилье, музей. С 1991 г. находится в совместном использовании Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и Русской Православной Церкви. 

Автор: Иван Смолин

Возврат к списку


Наверх